№ 7, июль 2012

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Измерения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с определением характеристик измерительного сечения магистральных газоходов

Рубрика «Особое мнение»

В.И. Емельянчиков, канд. техн. наук

В последние 15–20 лет объем газоаналитических измерений увеличился за счетз адач экологического мониторинга. В Беларуси ведется разработка и внедрение автоматизированных систем контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — АСК), в которых одним из основных измерительных каналов является измерение концентрации загрязняющих веществ (далее — ЗВ).Осуществляется метрологическая аттестация этих систем.

В настоящее время действуют методика МВИ. МН 1003-2007 (далее — МВИ) и ТКП 17.13-01-2008 (далее — ТКП), которые должны обеспечивать выполнение измерений выбросов газообразных ЗВ с относительной погрешностью не более ±20 %, т.к. по результатам этих измерений осуществляется инвентаризация выбросов ЗВ, проводится ведомственный и государственный (инспекционный) контроль за выбросами ЗВ в атмосферный воздух, а предприятия в зависимости от количества выбросов ЗВ в атмосферный воздух выплачивают экологический налог.

При этом местом точки отбора проб газовых смесей стали магистральные газоходы (дымовые трубы, борова, газоходы с большой площадью поперечного сечения), которые дополняют ранее используемые места (шунтовые трубы, режимное сечение, за дымососом).

В АСК, применяемых в настоящее время, существует проблема точности измерения выбросов ЗВ, вызванная недостаточной представительностью пробы газов, поступающей в пробоотборный газоанализатор, или неоднородностью газовой смеси в зоне размещения чувствительной части беспробоотборного газоанализатора. Это обусловлено недостаточным перемешиванием газовых потоков с разными концентрациями ЗВ и скоростями в магистральных газоходах на ограниченной длине.

В настоящее время эта проблема рассмотрена посредством моделирования в статье [1]. В ней отмечается, что в случае относительной погрешности измерения выбросов δм.в. ≤ ±20 % относительная погрешность недостаточной представительности пробы δпр. на расстоянии от кромки разделительной перегородки, равном 9,7 диаметра устья трубы, может быть ±16,6 % и более вследствие неравномерности поля концентрации в измерительном сечении. Есть погрешность и при измерении скорости газового потока из-за неравномерности поля скорости газового потока.

Следует иметь в виду, что погрешность δпр. является наибольшей из всех составляющих суммарной погрешности результата измерения выбросов δм.в. и что погрешностьδпр. присуща отбираемой пробе газовых смесей, полученной как при слиянии нескольких потоков, так и для одного потока. В последнем случае она меньше по величине.

К сожалению, при разработке МВИ и ТКП этому не было уделено внимания. Так,разработчики МВИ не ввели в формулу погрешности измерения выбросов ЗВ составляющие погрешности от неравномерности поля концентрации в точке отбора проб и неравномерности поля скорости в месте нахождения измерителя скорости. В ТКП вообще не приведена формула погрешности. Соответственно, в этих технических нормативных правовых актах нет требований по определению упомянутых погрешностей. Поэтому разработчики АСК в Беларуси, в отличие от разработчиков таких систем в Российской Федерации (РФ), не предусматривают выполнение измерений на магистральных газоходах таким образом, чтобы можно было вычислить характеристики измерительного сечения (поле концентрации ЗВ и кислорода, среднюю по сечению концентрацию ЗВ и кислорода, коэффициент неравномерности поля концентрациии аналогичные характеристики для поля скорости газового потока), ссылаясь на большую трудоемкость измерений.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 7 (13), июль 2012 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.