№ 12, декабрь 2015

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Развитие экологического транспорта в Беларуси: проблемы и перспективы

Рубрика «Современные технологии»

Т.В. Баламут, журналист

Автомобили занимают лидирующее место среди источников выбросов свинца в окружающую среду. Из-за сгорания топлива в ДВС в атмосферу Земли ежегодно выбрасывается более 10 млрд смертельных доз свинца .

Решить эту проблему способно развитие экологического транспорта. Гелиомобили, электрокары и воздухомобили работают на экологически чистых видах энергии и не нуждаются в топливе, созданном из невосполняемых природных ресурсов. Сейчас в мире зарегистрировано чуть более 700 000 электрокаров — самого конкурентоспособного вида экотранспорта, и незначительное число солнцемобилей и воздухокаров.

По удельному количеству электромобилей в мире лидирует Норвегия: каждый пятый житель страны отдает предпочтение экологическому транспорту. Кроме того, многие городские жители ряда западноевропейских стран (Нидерландов, Бельгии, Дании, Швеции и т.д.) используют для поездки на работу велосипеды. Развитие «зеленого» транспорта поддерживается рядом стран на государственном уровне, а многие автомобильные бренды сделали приоритетными исследования в области создания конкурентоспособной и экологичной альтернативы ДВС.

Экологический транспорт в Беларуси

Два года назад решением Совета Евразийской экономической комиссии был принят Закон Республики Беларусь от 23.12.2013 г. № 98 «О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза в отношении отдельных видов моторных транспортных средств с электрическим двигателем», в соответствии с которым установлен «нулевой» взнос за растаможивание электрокаров. С тех пор количество электрокаров на территории Беларуси увеличилось с некоторых штук до нескольких десятков. Однако вышеупомянутый Закон — единственная белорусская правовая норма, предоставляющая льготы владельцам экологически чистых автомобилей.

Проблема заключается не только в отсутствии законодательной поддержки перехода на электромобили. Для обслуживания таких авто — как, впрочем, и для обычных — необходима развитая инфраструктура. Пока на территории Беларуси всего несколько быстрых зарядных станций — 3 в Минске, 2 в Гомеле; остальные — слишком медленные для того, чтобы рассчитывать на них всерьез. Для автотранспорта, запаса хода которого хватает приблизительно на 200 км, этого слишком мало.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 12 (54), декабрь 2015 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.