№ 8, август 2015

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Стратегия управления твердыми коммунальными отходами: грядут перемены

Рубрика «Обращение с отходами»

Согласно экспертным оценкам ежегодно на территории Минской области образуется порядка 415 000 т твердых коммунальных отходов (далее — ТКО), которые захораниваются на 36 полигонах и 53 мини-полигонах. Оценка воздействия полигонов Минской области на окружающую среду, проведенная в 2010 г. РУП «Бел НИЦ “Экология”», показала, что наибольший уровень загрязнения подземных вод по всем показателям наблюдается на полигоне ТКО г. Борисова. К полигонам высокого уровня воздействия относятся полигоны ТКО г. Вилейки, г. Крупки, г. Молодечно, к.п. Нарочь, г. Несвижа, г. Слуц-ка, г. Солигорска, г. Червеня. Высокий уровень загрязнения органическими соединениями наблюдается на полигонах ТКО г. Молодечно и г. Марьина Горка. Анализ морфологического состава ТКО показывает, что 24 % ТКО, или 100 466 т, составляют вторичные материальные ресурсы (далее — ВМР). Извлечение ВМР осуществляется двумя способами: путем закупки заготовительными пунктами и путем раздельного сбора и досортировки в пунктах сортировки. В 2013 г. в Минской области былособрано 27 727,2 т ВМР, что составляет 30,08 % от общего количества образования ВМР.

СПРАВКА

Стратегия управления твердыми коммунальными отходами (далее — Стратегия) рас-пространяется на ТКО, образующиеся у населения и юридических лиц, опасные отходы, входящие в состав ТКО, строительные, крупногабаритные и растительные отходы.

Обращение с ТКО: наши дни

   На республиканском уровне определена стратегия в области охраны окружающей среды, в т.ч. обращения с отходами, и мероприятия там прописаны довольнооптимистичные. Концепция обращения с коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами в Республике Беларусь на 2014–2020 годы, утвержденная приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 7 июля 2014 г.№ 78, определяет основные направления работы:

  • раздельный сбор ТКО у источников их образования с выделением ВМРи дополнительная сортировка раздельно собранных ТКО на мусороперерабатывающих заводах (в городах с численностью более 200 тыс. человек), сортировочныхлиниях (в городах с численностью населения от 50 до 100 тыс. человек) и участках сортировки (в городах с численностью населения от 20 до 50 тыс. человек);
  • расширение сети приемозаготовительных пунктов вторсырья, в т.ч. приема ВМР на базе объектов торговли;
  • создание новых производств по переработке ВМР с учетом их экономической эффективности, расширение номенклатуры перерабатываемых ВМР и производимых из вторсырья товаров;
  • совершенствование законодательства в сфере обращения с коммунальными отходами и ВМР и унификация его в рамках участия Республики Беларусь в ЕврАзЭС;
  • совершенствование тарифной политики (установление тарифов для населения за жилищно-коммунальную услугу на вывоз, переработку и захоронение ТКОна уровне окупаемости затрат);
  • развитие конкурентной среды в сфере сбора и вывоза ТКО, внедрение механизмов государственно-частного партнерства и др.

  Согласно Закону от 20 июля 2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами» коммунальные отходы, образующиеся на территориях населенных пунктов, подлежат сбору и удалению в соответствии со схемами обращения с коммунальными отходами. Схемы утверждаются местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее — Минприроды) и уполномоченными государственными органами и учреждениями, осуществляющими государствен-ный санитарный надзор. Для планирования системы сбора отходов, в т.ч. раздельного сбора ТКО, определения количества контейнеров, разработки транспортных схем вывоза отходови для других целей местные исполнительные и распорядительные органы утверждаютдля каждого населенного пункта дифференцированные и другие нормативы образования коммунальных отходов. На республиканском уровне государственное регулирование и управление в области обращения с отходами осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, а также Минприроды, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь (далее — Минжилкомхоз), Министерство здравоохранения, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Комитет государственного контроля, Министерство по налогам и сборам и иные государственные органы в пределах их компетенции, определенной законодательством.

   Минжилкомхоз является органом, осуществляющим меры по реализации единойгосударственной политики в области обращения с ТКО.

     В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313«О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» на Минжилкомхоз возложены функции по координации деятельности в сфере обращения с ВМР. В функции подчиненного Минжилкомхозу ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» входит обеспечение организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов,образующихся после утраты потребительских свойств товаров и отходов полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинирован-ных материалов, в которые упакованы ввезенные товары, координация деятельности заинтересованных в области экономическиобоснованного обращения с ВМР, привлечениеинвестиций, в т.ч. иностранных, предоставлениеи распространение информации, участие в подготовке проектов нормативных правовых актов. Спектр услуг, оказываемых населению и организациям коммунальными предприятиями, достаточно широкий, что не позволяет им целенаправленно и  эффективно  сосредоточиться  на  работе по  удалению  ТКО,  сбору  ВМР  и опасных  отходов.  Хорошую  практику   показал   г. Солигорск: оказание услуг по вывозу, обезвреживанию и переработке ТКО возложено на отдельное специализированное предприятие КЗУП «Экокомплекс», которое осуществляет сбор, вывоз, захоронение ТКО,а также сортировку и заготовку ВМР. Работа этого предприятия показывает, что выделение оказания услуг по обращению с отходами в отдельное направление работыпозволяет улучшить экономические показатели работы предприятия в этой отрасли. Кроме того, средства, поступающие от оказанных услуг, направляются толькона решение проблем района в области обращения с отходами. Также одному специализированному предприятию в области обращения с отходами легче развивать специальные направления, например по закупке ВМР, по сбору опасных отходов и т.д.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 8 (50), август 2015 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.