№ 9, сентябрь 2015

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Закон об обращении с отходами: что нового?

Рубрика «Обращение с отходами»

В.В. Белокопытов, главный специалист отдела проблем эффективности прокурорского надзора, совершенствования правоприменительной практики и законодательства государственного учреждения «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь»

В связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 28 июля 2014 г. № 381 «О внесении дополнений и изменений в указы Президента Республики Беларусь по вопросам совершенствования системы обращения с отходами потребления» (далее — Указ № 381) в Указе Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (далее — Указ № 313) предусмотрены изменения (дополнения) в используемой терминологии, в частности, заменено понятие «отходы тары» на «отходы упаковки», а также введены понятие «упаковка из комбинированных материалов» и его определение.  

        В этой связи внесены соответствующие изменения и дополнения в ст. 8 и 20 Закона об обращении с отходами в части приведения его терминологии в соответствие с терминами и понятиями, применяемыми в Указе № 381.

     В целях уточнения и во избежание возникновения неясностей в применяемой терминологии в области обращения с отходами Закон об обращении с отходами дополняется новым понятием «подготовка отходов к использованию» и его определением. Также корректируются определение понятия «отходы потребления» и нормы ст. 8, 21 и 25 Закона № об обращении с отходами с целью их согласованности с нормами Гражданского кодекса Республики Беларусь и Указа Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ», согласно которому садоводческие товарищества выделены в отдельную организационно-правовую форму некоммерческих организаций и не являются потребительскими кооперативами.

 

СПРАВКА

Гаражный кооператив, кооператив, осуществляющий эксплуатацию автомобильной стоянки, — потребительский кооператив, являющийся добровольным объединением гражданлибо граждан и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, создаваемый на основе членства для строительства и эксплуатации гаражей или автомобильных стоянок в целях удовлетворения потребностей в местах хранения транспортных средств.

Садоводческим товариществом признается некоммерческая организация, осуществляющая свою деятельность на основе членства граждан, использования предоставленных для ведения коллективного садоводства земельных участков в целях выращиванияплодовых, ягодных, овощных, декоративных и иных сельскохозяйственных культур, создания условий для отдыха и досуга, удовлетворения иных потребностей членов товарищества.

 

    Одновременно Законом вносятся изменения в ст. 2 Закона об обращении с отходами с целью приведения его терминологии в соответствие с Законом Республики Беларусь «О ветеринарной деятельности» и Законом Республики Беларусь «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

     Статьей 3 Закона об обращении с отходами (в ред. Закона Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 130-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь») установлено, что отчуждение опасных отходов другому юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, разрешается только в целях последующего их захоронения, обезвреживания и (или) использования. Данная норма четко не регулирует вопросы, касающиеся посреднических услуг по сортировке отходов, их разборке и т.п. В целях расширения возможности обращения с отходами п. 3 ст. 3 Закона об обращении с отходами дополнен возможностью передачи опасных отходов с целью их подготовки к использованию другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, а отчуждение отходов физическому лицу разрешается только с целью последующего их использования.

 

К СЛОВУ

Подготовка отходов к использованию — деятельность, связанная с выполнением технологических операций, совершаемых с отходами, для обеспечения последующего использования отходов в качестве вторичного сырья.

 

      В соответствии с п. 3 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, вывоза с таможенной территории Таможенного союза и транзита по таможенной территории Таможенного союза опасных отходов, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. № 134, ввоз и вывоз опасных отходов на таможенную территорию Таможенного союза физическими лицами для личного пользования запрещен. С учетом данного требования Закон вводит норму, исключающую возможность передачи (отчуждения) физическим лицам, которые не являются индивидуальными предпринимателями, опасных отходов, включенных в утверждаемый Советом Министров Республики Беларусь Перечень опасных отходов, сделки о передаче которых на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении которых другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющему обращение с отходами, подлежат регистрации.

      С учетом правоприменительной практики Закон предусматривает внесение изменений в Закон об обращении с отходами в части исключения понятия экономической эффективности при обращении со вторичными материальными ресурсами, поскольку рассматривая вопрос оценки экономической эффективности использования  отходов в качестве вторичных материальных ресурсов, как правило, учитывается только разница в стоимости передачи на захоронение и передачи на использование отходов. Такие факторы, как экономия первичного сырья, реализация продукции, полученной с использованием отходов, минимизация объемов захоронения отходов и, как следствие, сокращение площадей земель, занятых под объекты захоронения, предотвращение негативного воздействия отходов на окружающую среду, экономически оценить в полной мере не представляется возможным.

     Закон также дополняет ст. 7 и 9 Закона об обращении с отходами основополагающими нормами о компетенции соответственно Совета Министров Республики Беларусь (далее — СовМин) и Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь (далее — Министерство ЖКХ), установленными ч. 2 и 3 подп. 1.2 и абз. 7 подп. 1.3 п. 1 Указа № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (в ред. Указа № 381).

 

СПРАВКА

В соответствии с изменениями в законодательстве об отходах СовМин  определяет:

  • перечень товаров, утративших потребительские свойства, и отходов упаковки, сбор которых от физических лиц должны обеспечивать организации, осуществляющие розничную торговлю, и порядок их сбора;
  • порядок и условия принятия производителями товаров, включенных в устанавливаемый Президентом Республики Беларусь перечень товаров, производители и поставщики которых обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этих товаров, обязательств по обеспечению последующего безопасного обращения с отходами, образовавшимися в результате утраты товарами своих потребительских свойств.

      В соответствии с изменениями в законодательстве об отходах Министерство ЖКХ определяет перечень отходов товаров и отходов упаковки, которые могут быть обезврежены в порядке, установленном законодательством. 

 

     Закон также исключает из компетенции Министерства здравоохранения Республики Беларусь в области обращения с отходами обеспечение разработки и выполнения государственных программ в области обращения с отходами, планы и мероприятия в области обращения с отходами потребления, а также необходимость согласования Министерством здравоохранения Республики Беларусь порядка разработки и утверждения схем обращения с отходами.



 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 9 (51), сентябрь 2015 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.