№ 12, декабрь 2016

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»
eneca.by

О карантине и защите растений в свете последних изменений

Рубрика «Актуальный комментарий»

А.В. Ильчишина, юрист в области экологического права ООО «Центр экономических проектов»

Законодательство в области защиты растений не стоит на месте. В статье мы рассмотрим основные изменения в Законе Республики Беларусь от 25.12.2005 № 77-З «О защите растений», внесенные Законом Республики Беларусь от 18.07.2016 № 398-З.

Изменено наименование закона о защите растений и введены новые термины

Закон Республики Беларусь от 25.12.2005 № 77-З «О защите растений» с 22 января 2017 г. будет носить официальное название «О карантине и защите растений» (далее — Закон № 77-З).

Указанное изменение названия связано с областью применения данного закона, т.к. новая редакция Закона № 77-З определяет понятие карантина растений, а также понятие защиты растений как определенный правовой режим.

С 22 января 2016 г.

До 22 января 2016 г.

Карантин растений — правовой режим, предусматривающий систему мер по охране растений и растительной продукции от карантинных объектов.

Карантин растений — система правовых, организационных и фитосанитарных мероприятий, направленных на предупреждение занесения и распространения вредных организмов, а также на выявление, локализацию и ликвидацию очагов заражения такими организмами.

Защита растений — правовой режим, предусматривающий систему мер по борьбе с особо опасными вредными организмами и порядок обращения со средствами защиты растений.

Защита растений — комплекс мер, включая карантин растений, направленных на предупреждение повреждения или ухудшения состояния растений, уменьшение потерь растительной продукции в результате воздействия вредных организмов.

Законом № 398-З также вводится ряд новых определений, таких как:

карантинная фитосанитарная безопасность — обеспечение состояния защищенности территории Республики Беларусь от рисков, возникающих при проникновении и (или) распространении карантинных объектов;

карантинные фитосанитарные мероприятия — система мероприятий по выявлению карантинных объектов, локализации и ликвидации их очагов, а также по недопущению распространения карантинных объектов на территории Республики Беларусь;

качество средств защиты растений — соответствие средств защиты растений по составу, химическим и физическим свойствам и препаративной форме установленным обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами критериям;

мероприятия по защите растений — комплекс методов и способов по снижению численности особо опасных вредных организмов, в т.ч. при достижении экономического порога вредоносности, по уменьшению их воздействия на растения и (или) растительную продукцию;

особо опасные вредные организмы — вредные организмы, способные при достижении экономического порога вредоносности снижать качество и потребительскую ценность растений и растительной продукции и включенные в перечень особо опасных вредителей, болезней растений и сорняков, определенный Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (далее — Минсельхозпрод) по согласованию с Национальной академией наук Беларуси;

тарная (упаковочная) этикетка — информация об упакованном средстве защиты растений, его изготовителе, рекомендациях по применению, перевозке и хранению, номере государственной регистрации, номере партии, дате изготовления, сроках хранения и иных сведениях, необходимых для безопасного обращения с ним, представленная на материальном носителе, прикрепляемом к упаковке, или нанесенная на нее;

экономический порог вредоносности — численность, интенсивность развития и распространения особо опасных вредных организмов, наличие которых приведет к такой степени повреждения растений, при которой необходимо осуществлять реализацию мероприятий по защите растений в целях уменьшения потерь растений и (или) растительной продукции.

В связи с применением нового подхода к карантину и защите растений как к правовым режимам, а также распространению закона не только на ввоз продукции, но и ее вывоз, в целях приведения закона к существующим нормам законодательства в целом, в ряд терминов, таких как «обращение со средствами защиты растений», «подкарантинная продукция», «средства защиты растений», «фитосанитарное состояние», «фитосанитарный сертификат», внесены изменения, а также отменены термины «фитосанитарная безопасность» и «фитосанитарные мероприятия».

Термин «государственный карантинный фитосанитарный контроль» определяется как надзор, что связано с приведением понятий контрольно-ревизионной деятельности к законодательству, регулирующему контрольно-ревизионную деятельность[1].

Указанные изменения внесены также по всем статьям закона, определяющим полномочия инспекции и иных контролирующих и надзорных органов, а также в обязанности субъектов.

Государственное учреждение «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» (далее — Инспекция) является официальной национальной организацией по карантину и защите растений.

Исключены иностранные субъекты отношений в области карантина и защиты растений

Международное регулирование карантина и защиты растений осуществляется посредством международноправовых актов, составляющих право Евразийского экономического союза. В связи с этим из текста закона исключены некоторые нормы: исключена ч. 3 ст. 3 Закона № 77-З, согласно которой субъектами закона являлись также иностранные лица и лица без гражданства.

Разделены объекты отношений в области карантина и защиты растений и меры по их обеспечению

Объекты в новой редакции Закона № 77-З разделены на объекты отношений в области карантина и объекты отношений в области защиты растений.

Объекты отношений в области карантина растений

Объекты отношений в области защиты растений

  • карантинные объекты;
  • подкарантинные объекты.
  • вредные организмы;
  • подкарантинные объекты;
  • средства защиты растений.

Меры по обеспечению карантина и защиты растений также рассматриваются отдельно друг от друга в новой редакции Закона № 77-З.

Карантин растений обеспечивается посредством:

  • принятия (утверждения) и реализации нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, в области карантина растений;
  • реализации карантинных фитосанитарных мероприятий;
  • осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора).

Защита растений обеспечивается посредством:

  • осуществления надзора в области защиты растений;
  • государственной регистрации средств защиты растений;
  • организации научных исследований по разработке новых средств защиты растений, способов и технологий обращения с ними;
  • принятия (утверждения) и реализации нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, в области защиты растений;
  • организации производства средств защиты растений;
  • реализации мероприятий по защите растений;
  • создания и использования резервного фонда средств защиты растений;
  • формирования и использования фонда данных по защите растений.

Скорректированы обязанности субъектов в области карантина и защиты растений

С учетом указанного подхода откорректированы и обязанности юридических лиц в области карантина растений, в т.ч. расширены обязанности при осуществлении обращения со средствами защиты растений, добавлены обязанности физических лиц.

Обязанности при обращении со средствами защиты растений

Обязанности при обращении с подкарантинными объектами

  • соблюдать нормативные правовые акты (далее — НПА), в т.ч. обязательные для соблюдения требования технических нормативных правовых актов (далее — ТНПА) в области защиты растений;
  • обеспечивать доступ должностных лиц, осуществляющих надзор в области защиты растений, в места, связанные с обращением со средствами защиты растений;
  • представлять должностным лицам, осуществляющим надзор в области защиты растений, сведения и документы, необходимые для осуществления надзора в области защиты растений;
  • не препятствовать осуществлению надзора в области защиты растений;
  • представлять в Инспекцию информацию, подлежащую включению в фонд данных по защите растений;
  • вести учет наличия средств защиты растений и реализации мероприятий по защите растений;
  • прекратить обращение с пришедшими в негодность и (или) запрещенными к применению средствами защиты растений и обеспечить их обезвреживание;
  • осуществлять обращение только со средствами защиты растений, прошедшими государственную регистрацию и включенными в Государственный реестр средств защиты растений и удобрений, разрешенных к применению на территории Республики Беларусь;
  • осуществлять финансирование мероприятий по защите растений.
  • соблюдать НПА, в т.ч. обязательные для соблюдения требования ТНПА в области карантина растений;
  • обеспечивать доступ должностных лиц, осуществляющих государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор), к подкарантинным объектам;
  • представлять должностным лицам, осуществляющим государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор), сведения и документы, необходимые для его осуществления;
  • не препятствовать осуществлению государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора);
  • извещать Инспекцию о прибытии ввозимой в Республику Беларусь подкарантинной продукции в места назначения (доставки);
  • не допускать очистки и (или) обеззараживания транспортных средств, перевозящих подкарантинную продукцию, в пути следования, а также в местах, не предназначенных для санитарной обработки транспортных средств;
  • обеспечивать обеззараживание или уничтожение подкарантинных объектов при выявлении карантинных объектов;
  • проводить обследования подкарантинных объектов и в случае выявления очагов массового распространения карантинных объектов информировать об этом Инспекцию;
  • осуществлять перевозку подкарантинной продукции средствами и способами, исключающими возможность заражения территории карантинными объектами;
  • соблюдать карантинный режим;
  • планировать по согласованию с территориальными организациями Инспекции карантинные фитосанитарные мероприятия, своевременно и качественно их реализовывать;
  • осуществлять финансирование карантинных фитосанитарных мероприятий.

Обязанность субъектов по предоставлению отчетности не регулируется в новом Законе № 77-З, т.к. вопрос отчетности регулируется законодательством о государственной статистике.

Физические лица при обращении с подкарантинными объектами и (или) со средствами защиты растений обязаны соблюдать НПА, в т.ч. обязательные для соблюдения требования ТНПА в области карантина и защиты растений.

Изменен порядок финансирования мероприятий в области карантина и защиты растений

Финансирование карантинных фитосанитарных мероприятий и мероприятий по защите растений в соответствии со ст. 8 Закона № 77-З осуществляется за счет средств юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, реализующих эти мероприятия, а также за счет средств республиканского и местных бюджетов.

Финансирование некоторых мероприятий будет осуществляться только за счет средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

  • карантинные фитосанитарные мероприятия в карантинной фитосанитарной зоне;
  • обеззараживание и уничтожение подкарантинных объектов;
  • возврат в страну-экспортер подкарантинной продукции;
  • проведение карантинной фитосанитарной экспертизы подкарантинной продукции;
  • проведение анализа на выявление скрытых форм возбудителей болезней растений и (или) растительной продукции;
  • проведение испытаний средств защиты растений на биологическую и хозяйственную эффективность;
  • определение качества средств защиты растений;
  • обезвреживание пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению средств защиты растений и тары (упаковки) из-под них.

Скорректирован перечень полномочий государственных органов

В соответствии с новой редакцией Закона № 77-З в полномочия Совета Министров Республики Беларусь добавлено определение единой государственной политики в области карантина и защиты растений, в то время как более не относятся к его компетенции полномочия по установлению порядка, условий и перечня по ряду позиций при перемещении через государственную границу Республики Беларусь. Данные полномочия переданы Государственному таможенному комитету Республики Беларусь.

В полномочия местных Советов депутатов добавлено обеспечение надлежащего фитосанитарного состояния территории соответствующей административно-территориальной единицы.

Установлен порядок ввоза (вывоза) или перемещения транзитом подкарантинной продукции

Согласно новой редакции Закона № 77-З ввозимая в Республику Беларусь подкарантинная продукция подлежит государственному карантинному фитосанитарному контролю (надзору) в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь (местах прибытия) и (или) местах назначения (доставки) в порядке, установленном законодательством, международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

Ранее государственному карантинному фитосанитарному контролю (надзору) подлежала подкарантинная продукция неэкономического характера, ввоз которой допускался при наличии импортного карантинного разрешения Инспекции[1].

В целях обеспечения карантинной фитосанитарной безопасности могут вводиться временные карантинные фитосанитарные меры (запреты, ограничения и др.) в отношении ввоза (вывоза) из Республики Беларусь, в т.ч. перемещения транзитом, подкарантинной продукции. Подкарантинная продукция, зараженная карантинными объектами, подлежит:

  • обеззараживанию или уничтожению, если проведение обеззараживания или уничтожения подкарантинной продукции допустимо;
  • возврату в страну-экспортер в порядке, установленном Минсельхозпродом при невозможности проведения обеззараживания или уничтожения либо отказе собственника подкарантинной продукции от проведения ее обеззараживания или уничтожения.

В предыдущей редакции Закона № 77-З подкарантинная продукция подлежала обеззараживанию или очистке, а возврат в страну-экспортер предусматривался как альтернативная мера.

Определены четкие случаи проведения карантинной фитосанитарной экспертизы

Согласно ст. 17 Закона № 77-З карантинная фитосанитарная экспертиза проводится:

  • если при визуальном обследовании и (или) анализе образцов (проб) подкарантинной продукции в ходе осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) обнаружены организмы, сходные по морфологическим признакам с карантинными объектами;
  • для выявления в подкарантинной продукции скрытой зараженности карантинными объектами.
Ранее необходимость и порядок проведения экспертизы определялся Минсельхозпродом.

Определена процедура государственной регистрации средств защиты растений

Средства защиты растений подлежат государственной регистрации на основании:

  • положительных результатов испытаний средств защиты растений;
  • результатов токсиколого-гигиенической оценки средств защиты растений.
Испытания и токсиколого-гигиеническая оценка средств защиты растений проводятся юридическими лицами, которые должны быть аттестованы в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. Специалисты в области испытаний средств защиты растений проходят аттестацию в Минсельхозпроде, специалисты по токсико-гигиенической оценке — в Минздраве.

Ранее закон не определял однозначно роль Минсельхозпрода в данной процедуре.

Установлен новый порядок ввоза средств защиты растений

Согласно п. 20 Закона № 77-З ввоз средств защиты растений в Республику Беларусь осуществляется следующим образом:

  • ввоз средств защиты растений, не входящих в реестр, производится на основании разрешения, выдаваемого Минсельхозпродом (ранее, помимо этого, требовалось, чтобы указанные средства входили в специальный утвержденный перечень);
  • ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза средств защиты растений в случаях, предусмотренных международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза, осуществляется на основании лицензии либо заключения (разрешительного документа);
Выдача лицензии осуществляется Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь по согласованию с Минсельхозпродом в соответствии с международно-правовыми актами, а выдача заключения (разрешительного документа) — Минсельхозпродом.
  • ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза средств защиты растений физическими лицами в качестве товаров для личного пользования запрещен.
Требования ввоза применяются в отношении средств защиты растений, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренный международно-правовым актом, составляющим право Евразийского экономического союза.

Уточнен перечень обязанностей производителей и продавцов средств защиты растений

Обязанности производителей средств защиты растений также приведены в соответствие с новыми требованиями и соответствуют действующему законодательству. Приведем основные из них:

  • при производстве средств защиты растений определяющее действие имеют требования санитарных правил;
  • обезвреживание осуществляется для пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению произведенных и находящихся у производителя средств защиты растений;
Ранее была обязанность по обезвреживанию как таковому, что не всегда могла быть выполнена из-за отсутствия у производителя объектов обезвреживания отходов, каковыми становятся испорченные и просроченные средства защиты растений.
  • информация, указываемая на таре (упаковке) средства, должна содержать конкретные рекомендации по его применению, перевозке и хранению, а также данные о номере государственной регистрации. Также информация может быть указана как на тарной (упаковочной) этикетке, так и в специальном приложении (ранее — только на таре или упаковке).
Обязанность по размещению информации о применении, перевозке, хранению и регистрации средств защиты растений возложена также на продавцов средств защиты растений.

Продавцы осуществляют торговлю указанными средствами на основании лицензии на оптовую торговлю ими и обязаны иметь при каждой партии средств защиты растений документ, подтверждающий качество средства защиты растений, выданный производителем. В этом документе указываются сведения:

  • о наименовании средства защиты растений и содержании в нем действующих веществ;
  • производителе (полное наименование юридического лица, фамилия, собственное имя, отчество (при его наличии) индивидуального предпринимателя) и товарном знаке средства защиты растений (при его наличии);
  • дате изготовления средства защиты растений (день, месяц, год) и его сроке годности (месяц, год);
  • номере партии;
  • массе нетто или объеме партии;
  • количестве упаковочных единиц в партии;
  • результатах проведенных испытаний средства защиты растений и заключения о качестве средства защиты растений.

Таким образом, в новой редакции Закона № 77-З все требования в отношении карантина растений и защиты растений рассматриваются отдельно друг от друга во всех отношениях. Также важным моментов в новой редакции закона является введение нормы, согласно которой применение средств защиты растений производится с учетом природоохранных требований.


[1] Данное разрешение ранее утверждалось Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

[1] Указ Президента Республики Беларусь от 19.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Статья опубликована в журнале «Экология на предприятии» № 12 (66), декабрь 2016 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.