№ 2, февраль 2016

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»
eneca.by

Совершенствование экологического законодательства и порядка участия общественности в принятии экологически значимых решений

Рубрика «Новое в законодательстве»

В.В. Белокопытов, юрист

Роль общественности в принятии экологически значимых решений усиливается

Следует отметить, что Республика Беларусь является Стороной Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (далее — Орхусская конвенция), принятой в городе Орхусе (Дания) 25 июня 1998 года.

Справка
Орхусская конвенция ратифицирована 14 декабря 1999 Указом Президента Республики Беларусь от 14.12.1999 № 726 «Об утверждении Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» и вступила в силу для Республики Беларусь 30 октября 2001 года.

С этого времени в республике проводится планомерная работа по имплементации норм Орхусской конвенции в национальное законодательство. Так уже нашли отражение нормы, регулирующие доступ общественности к экологической информации, а также участие общественности в принятии решений.

Вместе с тем в июне 2014 года Комитетом по соблюдению Орхусской конвенции Республике Беларусь были даны рекомендации о принятии необходимых законодательных, нормативных и административных мер в целях полного выполнения положений конвенции.

Основная часть этих рекомендаций касается совершенствования национального законодательства и содержит прямые указания на необходимость изменения его норм. В частности, нормативное закрепление требует: участие общественности в подготовке концепций, планов, программ в отношении окружающей среды; оперативное информирование общественности о принимаемых государственным органом решений; возможность предоставления общественности своих замечаний непосредственного государственному органу, принимающему решение; ответственность соответствующих государственных органов за должный учет результатов участия общественности и предоставления материалов с изложением причин и соображений, на основе которых были приняты решения.

С этой целью Законом № 333-З предусматривается введение новых терминов «воздействие на окружающую среду», «общественные обсуждения проектов экологически значимых решений, отчетов об оценке воздействия на окружающую среду», «экологически значимые решения» .

В целях обеспечения прав граждан и юридических лиц на участие в принятии государственных решений, оказывающих воздействие на окружающую среду и (или) связанных с использованием природных ресурсов (далее — экологически значимых решений) и имплементации положений Орхусской конвенции, в частности, статей 6 – 8, глава третья Закона дополнена ст. 15-2, согласно которой гражданам и юридическим лицам предоставляется право принимать участие в общественных обсуждениях ряда проектов экологически значимых решений.

Изменение законодательства вызвано, в том числе отсутствием четко определенной единой процедуры реализации участия общественности в принятии экологически значимых решений. Так, в статье 15-2 отражены общие положения, которые, необходимо соблюдать при проведении таких общественных обсуждений. 
 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 2 (56), февраль 2016 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.