№ 1, январь 2017

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала e-mail!
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»
eneca.by
Rating All.BY

Тампонаж артезианской скважины и новое строительство: требования

Рубрика «Разбираем ситуацию»

А.В. Ильчишина, юрист в области экологического права ООО «Центр экономических проектов»

При строительстве новых объектов на существующей территории предприятия часто возникают сложности. Например, на территории, запланированной для строительства объекта, расположена затампонированная артезианская скважина. Возникает вопрос: возможно ли строительство на ее месте зданий и сооружений и какими нормативными документами это регламентируется?

Артезианская скважина — это...

Согласно ст. 1 Водного кодекса Республики Беларусь (в ред. от 18.07.2016; далее — Водный кодекс) гидротехнические сооружения и устройства — инженерные сооружения и устройства, предназначенные для добычи (изъятия), транспортировки, обработки вод, сброса сточных вод, регулирования водных потоков, нужд судоходства, охраны вод и предотвращения вредного воздействия вод (водозаборные сооружения, каналы, плотины, дамбы, шлюзы, гидроузлы, насосные станции, водоводы, коллекторы и иные подобные инженерные сооружения и устройства); водозаборные сооружения — гидротехнические сооружения и устройства, предназначенные для добычи (изъятия) вод.

В соответствии с п. 7 ст. 1 Кодекса Республики Беларусь о недрах (в ред. от 18.07.2016; далее — Кодекс о недрах) горная выработка — полость в земной коре, образовавшаяся в результате проведения горных работ (шахта, разрез, карьер, буровая скважина, штрек, ствол, околоствольный двор и иные подобные сооружения).

Таким образом, можно сделать вывод, что артезианская скважина относится к сооружениям, предназначенным для добычи природных ресурсов и возведенным в результате проведения горных работ. Так, вопросы, связанные с проектированием, строительством и ликвидацией данных сооружений будут рассматриваться законодательством в области строительства, охраны и использования водных ресурсов, а также охраны недр.

Ликвидация сооружений: обязанность, требования и правила проведения

В соответствии со ст. 25 Водного кодекса проектирование, возведение и ликвидация поверхностных водных объектов, в том числе обводненных карьеров и прудовкопаней, расположенных в границах земельных участков, предоставленных в установленном порядке юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также объектов, оказывающих воздействие на водные объекты, осуществляются на основании проектной документации, утвержденной в установленном порядке.

Законодательством в области охраны водных ресурсов предусмотрена обязанность ликвидации не подлежащих дальнейшему использованию гидротехнических сооружений и устройств:

собственниками водохозяйственных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений и устройств согласно п. 5 ст. 45 Водного кодекса;

водопользователями данных сооружений в соответствии с п. 2.6 ст. 37 Водного кодекса.

Ликвидация горных предприятий, горных выработок и других подземных сооружений проводится в соответствии с требованиями ст. 74 Кодекса о недрах.

Ликвидация указанных сооружений является обязательной

  • при создании угрозы жизни, здоровью населения, причинении ущерба имуществу граждан и юридических лиц, вреда окружающей среде;
  • в связи с полным извлечением полезных ископаемых;
  • при технологической невозможности или экономической нецелесообразности дальнейшего их использования (извлечения).

При ликвидации горных предприятий (горных выработок, подземных сооружений) должны быть:

  • заполнены горной породой провалы, воронки, выемки, промоины, траншеи и иные углубления, образовавшиеся при проведении горных работ, заделаны трещины, устья буровых скважин большого диаметра;
  • засыпаны горной породой до уровня земной поверхности вертикальные шахтные стволы, а также наклонные стволы и шурфы с углом наклона более 45 градусов с неудовлетворительной крепью, пройденные в неустойчивых породах, или изолированы прочными полками стволы с удовлетворительной крепью, пройденные в крепких вмещающих породах, и засыпкой пространства между полками;
  • оценена возможность образования провалов над горными выработками, расположенными на малых глубинах, и приняты меры по предотвращению или снижению негативных последствий образования провалов;
  • возведены прочные ограждения высотой не менее 2,5 м и сооружены водоотводные канавы вокруг ликвидированных шахтных стволов;
  • определены границы зон выделения газов и степень их опасности при ликвидации горных предприятий, связанных с эксплуатацией подземных сооружений для хранения природного газа;
  • предусмотрены меры, обеспечивающие контроль за выделением газов, защиту от проникновения их в наземные здания, сооружения и иные объекты.

Правила проведения ликвидационного тампонажа артезианских скважин определены в ТКП 17.04-21-2010 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Недра. Правила проектирования, сооружения (строительства), ликвидации и консервации буровых скважин различного назначения (за исключением нефтяных и газовых)» (далее — ТКП 17.04-21-2010).

В соответствии с п. 7.1.4 ТКП 17.04-21-2010 ликвидация буровых скважин производится в соответствии с проектом ликвидации, в котором учитываются геологическое строение района, конструкции и техническое состояние скважин. Согласно п. 7.1.5 ТКП 17.04-21-2010 проекты ликвидации буровых скважин разрабатываются и утверждаются недропользователем по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее —Минприроды), а также местными исполнительными и распорядительными органами, на территории которых расположена буровая скважина.

Ликвидация буровых скважин для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, выполнивших свое назначение и непригодных к дальнейшей эксплуатации, осуществляется согласно индивидуальному проекту ликвидации по согласованию с местными исполнительными органами и территориальными органами Минприроды.

Индивидуальный проект ликвидации буровой скважины для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения разрабатывается с учетом конкретного геологического разреза и технического состояния буровой скважины по индивидуальному плану ликвидационного тампонирования. Неиспользуемые длительный срок, засоренные или заиленные буровые скважины перед тампонажем прорабатывают буровым инструментом и проводят ряд мероприятий для тампонажа скважины (нагнетают дезинфицирующий раствор; засыпают песок, глину, трамбуют их; заливают цементным раствором, а потом глинистым; устанавливают деревянную пробку, затем опять заливают глиной или цементом). После этих мероприятий устье буровой скважины засыпается грунтом с последующей рекультивацией земельного участка.

Кто разрешает строительство?

Порядок утверждения проектной документации определяется Законом Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» (в ред. от 18.07.2016), согласно которому разработка градостроительной и проектной документации, застройка населенных пунктов, строительство объектов должны осуществляться с соблюдением требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, обеспечения безопасности территорий и их защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в области общественной безопасности, обороны, в том числе гражданской обороны, и с соблюдением санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, требований других технических нормативных правовых актов.

Местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции:
  • решают вопросы размещения объектов на соответствующей территории, осуществляют выдачу разрешительной документации;
  • обеспечивают на соответствующей территории соблюдение законодательства, в том числе в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

При разработке градостроительной документации используются сведения государственных кадастров, регистров и иных информационных систем, схемы национальной экологической сети, а также данные фондов материалов инженерных изысканий для строительства, материалы специальных исследований, проводимых разработчиком градостроительной документации, другие сведения, представляемые заказчиком, застройщиком, иными физическими и юридическими лицами.

В любом случае вопрос о возможности строительства сооружений на месте тампонажа артезианской скважины должен решаться местными исполнительными и распорядительными органами.

Выводы:
1. В действующих на данный момент нормативных правовых актах не содержится прямого запрета на строительство зданий, сооружений на месте затампонированной скважины.
2. Вопросы размещения объектов строительства решаются местными исполнительными и распорядительными органами, указанные органы участвуют и в утверждении проектов ликвидационного тампонажа (т.е. местные распорядительные и исполнительные органы должны обладать необходимой информацией о наличии на территориях, предполагаемых к застройке, затампонированных скважин).
3. Существующие требования к ликвидационному тампонажу позволяют ликвидировать артезианскую скважину фактически не оставляя следов о ее наличии (ствол скважины заливается и засыпается, участок рекультивируется). Таким образом, при предпроектных изысканиях и при проектировании, а также при ликвидации подземных сооружений необходимо предпринять полный комплекс мер по охране и защите недр в соответствии с Кодексом о недрах.

Статья опубликована в журнале «Экология на предприятии» № 1 (67), январь 2017 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.