№ 11, ноябрь 2017

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»
eneca.by

Аккумуляторные батареи: как хранить и куда сдавать отработанные?

Рубрика «Обращение с отходами»

Докурно Г.С., зам. начальника Центра по сертификации систем менеджмента Института «Кадры индустрии»

Значительная часть организаций имеет в собственности автомобильный транспорт, а значит, рано или поздно сталкивается с вопросами хранения аккумуляторных батарей, а также отработанных аккумуляторов.

Хранение стартерных аккумуляторных батарей

Стартерные аккумуляторные батареи с электролитом хранятся не более 1,5 года при температуре воздуха не выше 0 °С, а при температуре воздуха выше 0 °С – не более 9 месяцев. В процессе хранения аккумуляторов один раз в месяц необходимо контролировать степень заряженности, при необходимости — подзаряжать их.

Для обеспечения безопасности и сохранения ресурса батарей в ТКП 298-2011 (02190) «Стартерные аккумуляторные батареи. Нормы и правила обслуживания»[1] установлены следующие требования к хранению сухозаряженных аккумуляторов, не залитых электролитом:

  • температура воздуха в помещениях должна находиться в диапазоне от минус 50 °С до плюс 60 °С;
  • пробки должны быть плотно ввинчены в заливные отверстия крышек;
  • герметизирующие детали — уплотнительные диски в отверстиях крышек, пленки и выступы, закрывающие вентиляционные отверстия пробок, — должны быть на месте;
  • аккумуляторные батареи хранят установленными в один ярус выводами вверх. При этом должен быть обеспечен свободный доступ к ним и защита от попадания прямых солнечных лучей.

Срок хранения сухозаряженных аккумуляторов составляет до 5 лет.

Для аккумуляторов, хранившихся более одного года без электролита, при приведении в рабочее состояние необходим подзаряд после заливки электролита (п.10 ТКП 298-2011).

Отработанные аккумуляторы: классы отходов

Отработанные свинцовые аккумуляторные батареи экологически опасны. Причина этого заключается в токсичности содержащегося в аккумуляторных батареях свинца (до 60 % от массы батареи) и химической агрессивности кислотного (щелочного) электролита — раствора серной кислоты (щелочи). В аккумуляторных батареях в небольших количествах присутствуют также сурьма и различные пластмассы. Поэтому сбор и хранение отработанных аккумуляторов должны быть организованы безопасным для работников и окружающей среды способом.


[1]Утвержден приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21.03.2011 № 149-Ц; далее — ТКП 298-2011.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 11 (77), ноябрь 2017 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.