№ 9, сентябрь 2018

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»
eneca.by

Официально опубликовано Послание Конституционного Суда Республики Беларусь «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2013 году»

3 февраля 2014, 10:14

Конституционный Суд Республики Беларусь принял решение от 21 января 2014 г. № Р-915/2014 «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2013 году».

Конституционный Суд Республики Беларусь в качестве главных факторов утверждения конституционной законности в законотворчестве и правоприменении усматривает неукоснительное следование принципу верховенства права, гарантированное обеспечение прав и свобод граждан, создание и реализацию таких правовых механизмов, которые эффективно способствовали бы упрочению конституционной законности. Именно в интересах защиты конституционных ценностей и соблюдения баланса прав и обязанностей, взаимной ответственности граждан и государства при необходимости допускается соразмерное ограничение прав и свобод граждан. Конституционный Суд в своих решениях неоднократно подчеркивал, что Конституция предусматривает возможность не умаления или отрицания прав и свобод, а их ограничения, то есть определения на уровне закона допустимых пределов осуществления прав и свобод в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. При этом установление ограничений должно осуществляться не произвольно, а с учетом таких основополагающих принципов, как равенство, справедливость, гуманизм и разумность.

В Послании отмечено, что, проверяя конституционность Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения», Конституционный Суд в решении от 27 декабря 2013 г. подтвердил правовые позиции, изложенные им в ряде ранее принятых решений, суть которых заключается в признании налоговых платежей в качестве основного источника доходной части бюджета и важнейшей гарантии защиты национальных интересов в сфере финансовой деятельности. Только при достаточной наполняемости денежными средствами бюджета государство способно решать возложенные на него задачи и осуществлять свои функции. Конституционное право собственности и конституционная обязанность граждан принимать участие в финансировании государственных расходов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Налогообложение, ограничивающее право собственности, вытекает из полномочий государства по регулированию экономической деятельности в интересах человека и общества, в том числе связанных с установлением налогов, и ответственности гражданина перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией. Размер налога должен быть справедливым и разумным, обеспечивать оптимальное сочетание (баланс) государственных, общественных и частных интересов.

При оценке конституционности норм Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам усиления мер ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения» (решение от 5 июля 2013 г.) Конституционным Судом обращено внимание на норму этого Закона, в соответствии с которой ч. 6 ст. 61 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК) дополнена предложением о том, что независимо от права собственности подлежит специальной конфискации транспортное средство, которым управляло лицо, совершившее преступление, предусмотренное ст. 317-1 УК (за исключением транспортных средств, выбывших из законного владения собственника (пользователя) помимо его воли или в результате противоправных действий других лиц).

Конституционным Судом признано, что такое правовое регулирование согласуется со ст. 44 Конституции, в соответствии с которой осуществление права собственности не должно противоречить общественной безопасности, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц (часть шестая), принудительное отчуждение имущества допускается согласно постановлению суда (часть пятая), а также с ч. 1 ст. 23 Конституции, устанавливающей, что ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах общественного порядка, защиты прав и свобод других лиц.

При этом Конституционный Суд обратил внимание правоприменителя на необходимость обеспечения защиты прав собственника транспортного средства и принятия им соответствующих мер в случае привлечения лица, которому доверено управление таким средством, к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 18.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Суд, органы, ведущие административный процесс, и их должностные лица должны надлежащим образом уведомить собственника транспортного средства, явившегося орудием или средством совершения правонарушения, о возможной специальной конфискации транспортного средства независимо от права собственности при повторном (в течение года после наложения административного взыскания) совершении указанным лицом аналогичного противоправного деяния.

Конституционный Суд также считает, что при дальнейшем совершенствовании правового регулирования общественных отношений в данной сфере законодателю следует учесть указанную правовую позицию. При этом допускается применение и иных законодательных подходов в целях защиты конституционного права собственности, в частности предоставления собственнику транспортного средства возможности получения информации о привлечении к административной ответственности лица, которому предполагается доверить управление транспортным средством.

В Послании отмечено, что на основании ч. 1 ст. 116 Конституции, возложившей осуществление контроля за конституционностью нормативных актов в государстве на Конституционный Суд, и ч. 8 ст. 22 Кодекса о судоустройстве и статусе судей Конституционный Суд вправе вносить Президенту Республики Беларусь, в палаты Национального собрания, Совет Министров, другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты законодательства изменений и (или) дополнений, принятия новых нормативных правовых актов.

В 2013 году Конституционный Суд реализовывал указанное полномочие по результатам анализа правовых проблем, разрешение которых имеет значимость для утверждения верховенства Конституции, конституционной законности в нормотворчестве и правоприменении, развития и защиты конституционных ценностей и достижения конституционно значимых целей.

Большинство решений Конституционного Суда принято на основе анализа информации о наличии правовых пробелов, коллизий и правовой неопределенности, о которых сообщали граждане и организации в обращениях в Конституционный Суд на основании законодательства об обращениях граждан и юридических лиц и которые требовали надлежащего реагирования.

Всего в 2013 году поступило 827 обращений, в том числе письменных — 571, электронных — 94, устных — 148.

В обращениях поставлено более 800 вопросов правового характера, в том числе о совершенствовании положений некоторых нормативных правовых актов, внесении в нормативные правовые акты изменений и дополнений, толковании нормативных правовых актов, исполнении и толковании решений Конституционного Суда.

В обращениях, в частности, ставились вопросы о необходимости исключения коллизий, пробелов, правовой неопределенности в кодексах Республики Беларусь (об административных правонарушениях, об образовании, Жилищном, Налоговом и др.), законах «О пенсионном обеспечении», «О вспомогательных репродуктивных технологиях», «О свободе совести и религиозных организациях», «Об оказании психиатрической помощи», некоторых декретах и указах Президента Республики Беларусь, постановлениях Совета Министров, постановлениях пленумов Верховного и Высшего Хозяйственного судов, актах министерств и других государственных органов Республики Беларусь.

Так, на основании обращения гражданина Конституционным Судом принято решение от 25 сентября 2013 г. «Об установлении процессуального порядка освобождения от уплаты государственной пошлины за подачу в суд жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях».

По мнению Конституционного Суда, отсутствие у гражданина возможности уплатить государственную пошлину в связи с его имущественным положением не должно препятствовать осуществлению им права на судебную защиту, в том числе в административном процессе, поскольку иное означало бы несоблюдение норм Конституции, гарантирующих каждому защиту государством его прав и свобод, в том числе судебную. Одной из важнейших гарантий реализации такого права является установление в регулирующем административный процесс законодательстве процессуального порядка освобождения граждан от уплаты государственной пошлины при подаче в суд жалоб на постановления по административным делам. Отсутствие в процессуальном законодательстве правовых норм, устанавливающих единый подход к правовому регулированию общественных отношений, связанных с освобождением от уплаты государственной пошлины, не способствует формированию единообразной правоприменительной практики.

В целях обеспечения конституционного принципа верховенства права, реализации конституционного права каждого на судебную защиту и устранения пробела в законодательстве, устанавливающем порядок административного процесса, Конституционный Суд признал необходимым внесение в Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях дополнений в части определения порядка освобождения судом (судьей) физических лиц от уплаты государственной пошлины за подачу в суд жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях.

В связи с обращениями граждан Конституционным Судом принято решение от 16 октября 2013 г. «Об ограничении дееспособности гражданина вследствие психического расстройства».

По мнению Конституционного Суда, существующий правовой механизм, который не учитывает степень фактического снижения либо восстановления способности гражданина в определенной мере понимать значение своих действий или руководить ими вследствие психического расстройства, свидетельствует о конституционно-правовом пробеле в законодательном регулировании общественных отношений, связанных с признанием гражданина недееспособным.

Исходя из взаимосвязанных положений статей 1, 2, 21, 23, 53, 59 Конституции и международно-правовых актов в сфере защиты прав психически больных лиц, в целях соблюдения конституционного принципа верховенства права, обеспечения конституционных гарантий прав и законных интересов граждан и устранения пробела в законодательстве Конституционный Суд признал необходимым внесение изменений и дополнений в ГПК в части закрепления возможности ограничения дееспособности гражданина вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия) в зависимости от степени фактического снижения способности понимать значение своих действий или руководить ими и признания ограниченно дееспособным гражданина, ранее признанного недееспособным вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия), в случае восстановления его способности понимать в определенной мере значение своих действий или руководить ими, а также закрепления гражданско-правовых последствий признания судом граждан, страдающих психическими расстройствами, ограниченно дееспособными.

В решении от 11 декабря 2013 г. «О правовом регулировании порядка разрешения споров, связанных с расследованием несчастных случаев на производстве» Конституционный Суд пришел к выводу о том, что Правительство Республики Беларусь, реализуя делегированное ему законодательными актами полномочие устанавливать порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, было не вправе наряду с этим осуществлять правовое регулирование вопросов судопроизводства, включая установление условий реализации конституционного права на судебную защиту.

Кроме того, Конституционный Суд обратил внимание на то, что в соответствии с Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30, право потерпевшего и других заинтересованных лиц на судебную защиту находится в зависимости от проведения государственным инспектором труда расследования несчастного случая на производстве и составления по его результатам заключения. Право на обращение в суд в случаях, когда государственным инспектором труда заключение не составляется, данными Правилами не предусмотрено, в связи с чем в отношении указанных лиц не обеспечивается конституционное право на судебную защиту.

В целях соблюдения принципа верховенства права, реализации конституционного права каждого на судебную защиту и устранения правовой неопределенности Конституционный Суд предложил Совету Министров Республики Беларусь обеспечить согласование указанных Правил с нормами Трудового кодекса Республики Беларусь и иных законодательных актов Республики Беларусь в части правового регулирования порядка разрешения споров, связанных с расследованием несчастных случаев на производстве.

Деятельность Конституционного Суда по устранению пробелов, коллизий и правовой неопределенности в нормативных правовых актах направлена на обеспечение эффективного правового регулирования общественных отношений на основании принципов и норм Конституции и требует оперативной работы нормотворческих органов по достижению согласованности и непротиворечивости правовых предписаний.

Информация подготовлена редакцией портала «Нормативка.by»

 

Новости по теме: