№ 9, сентябрь 2018

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»
eneca.by

Учёные установили: «лежачие полицейские» загрязняют воздух

10 октября 2016, 13:53

Термин «лежачий полицейский», обозначающий искусственную неровность, пришёл к нам из Великобритании. Однако в последние годы на Туманном Альбионе, в отличие от Беларуси, такая дорожная политика по предупреждению ДТП постепенно сворачивается, признаётся неэффективной и, более того, вредной для окружающей среды.

Кандидат биологических наук доцент кафедры химии и экологии Брестского государственного технического университета Виктор Босак отмечает значительное ухудшение экологической ситуации в городе Бресте. С 2002 года Виктор Николаевич со своими студентами ведёт мониторинг атмосферного воздуха в районе технического университета методом биоиндикации. Этот метод основан на избирательном биологическом накоплении веществ из окружающей среды организмами растений и животных. Хорошим индикатором состояния окружающей среды являются лишайники, которые процветают в условиях благоприятной экологической обстановки и, наоборот, исчезают, если загрязнения атмосферного воздуха достигают критической точки. Так, по многолетним наблюдениям Виктора Николаевича и его подопечных, кустистые лишайники в Бресте пропали вовсе, на менее загазованных улицах ещё можно встретить листоватые, в «последних из могикан» остались лишь наиболее устойчивые накипные лишайники.

«Такое катастрофическое ухудшение состояния атмосферного воздуха связано со множеством факторов, среди них непрерывный рост числа автовладельцев и технические препятствия со стороны автомобильных дорог, к которым относятся искусственные неровности, – рассказал Виктор Николаевич. – Если с ростом числа автовладельцев всё понятно, то о "лежачих полицейских" стоит поговорить отдельно. Всё дело в том, что искусственные неровности нарушают непрерывность движения. Машина, проезжая по "полицейскому", в корне меняет свои характеристики: в результате постоянных разгонов, торможений и прыжков по кочкам топливный расход возрастает почти в два раза. Вместе с этим возрастает и уровень выброса вредных веществ: установлено, что на трассе с “лежачими полицейскими” выделения угарного газа возрастали на 82%, а оксидов азота на 37%. Напрашивается вывод: современные двигатели достигают наибольшей эффективности на высоких скоростях, поэтому для улучшения экологической ситуации следует повысить ограничения скорости на дорогах, сделать дорожный поток непрерывным».  

Бьют тревогу и физиологи: дополнительное загрязнение воздуха увеличивает риск онкологических, респираторных и сердечно-сосудистых заболеваний. Кроме того, водитель, многократно преодолевающий искусственные препятствия, вынужден сначала снижать скорость, а затем разгоняться вновь, что требует волевых усилий по сосредоточению и концентрации. Такое неоправданное напряжение притупляет рефлексы, приводит к усталости, – а это не может не сказаться на общей безопасности движения, когда усталость от подобного напряжения аккумулируется. В зимний период возникает и дополнительная травмоопасность, так как из-за погодных условий на «препятствиях» часто происходят аварии, увеличивается тормозной путь. Чаще всего один автомобиль «догоняет» второй сзади, не успев затормозить.

Дополнительным испытанием «лежачий полицейский» может стать и для пассажира, особенно в общественном транспорте: ведь как бы ни старался водитель, незаметно проехать «препятствие» никогда не удаётся. Следует добавить, что многие из таких «искусственных ограничителей скорости» установлены без учёта технического регламента. Получается, что вместо того, чтобы улучшить дорожную ситуацию и повысить безопасность движения, «лежачий полицейский» приводит к обратным последствиям, вдобавок снижая комфорт движения и ухудшая экологическую обстановку. Да и с материальной точки зрения это выходит весьма затратно: увеличивается расход горючего, смазочных материалов.

Вред от автомобильных выбросов должен быть минимизирован ещё на градостроительном уровне. Ведь заторы – это самый главный фактор загрязнения окружающей среды. Когда поток едет равномерно, без резких разгонов и торможений, не скачками от светофора к светофору, от неровности к неровности, – тогда и выхлопов меньше. Строительство автодорог в отдалении от жилых микрорайонов, социальных учреждений исключает разного рода притормаживания и последующие разгоны, что позволяет сделать движение непрерывным. Это бы решило проблему заторов, ДТП с участием пешеходов и даже проблемы экологии.

http://brest.greenbelarus.info/

 

Новости по теме: