№ 12, декабрь 2018

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»
eneca.by

Как маленькие стартапы меняют юридический бизнес

16 ноября 2018, 15:26

PwC и CBInsights посчитали: в США в искусственный интеллект инвестируют уже по 2 миллиарда долларов в квартал. Навскидку это означает 25 миллиардов долларов в год по всему миру. И это не пузырь, мир действительно меняется. Прорыв в машинном обучении позволил решать задачи, к которым человечество не могло даже подступиться ещё десять лет назад.

 В Калифорнии открылось кафе с кухней-автоматом, бургеры для гостей жарит робот без участия человека. В Китае масштабируется проект магазинов самообслуживания: в нем нет ни одного сотрудника, посетители оплачивают товары самостоятельно, а компьютерное зрение следит, чтобы никто не унес с собой ничего лишнего.  

Юристы - не повара, и не охранники на кассе, их работу перепоручить искусственному интеллекту сложнее, но прогресс добирается и сюда. В российском инфополе первая ассоциация с этой темой - выступления Грефа и увольнения в Сбербанке. В мире у движения за автоматизацию нет явного лидера. Международная Ассоциация Искусственного Интеллекта и Закона проводит конференции и принимает научные доклады, но крайне далека от практики. Множество мелких стартапов решают небольшие практические задачи, но и им далеко для полноценного робоюриста.

Самое очевидное и самое безопасное применение AI - чтение. Нейросетка не принимает никаких решений, а только подсказывает человеку. Американский casetext разработал систему умного поиска подходящих судебных прецедентов. Механика проекта очень проста: пользователь загружает в систему документ, AI ищет в базе всё, что ему кажется подходящим к данному делу. Отличие стартапа от Консультант Плюс и его аналогов в интеллектуальности поиска, запрос не разбивается на отдельные ключевые слова, casetext пытается использовать именно смысл прецедента.

Доступ к сервису продается по подписке, базовая цена без скидок составляет $120 в месяц – на самом деле очень дешево, если он хоть пару раз за месяц что-нибудь находить будет, то с учетом стоимости человека-часа американского юриста вложения уже отобьются. Обычный же человек может использовать casetext по сути бесплатно – недельный тестовый период есть, а что ещё непрофессионалу может понадобиться? Ради двух разнесенных во времени поисков можно и два раза зарегистрироваться.

Проекту пять лет, но действительно массовым он пока не стал. Инвестиции привлек тоже не очень большие по американским меркам, двадцать миллионов за всё время. Куш при этом впереди огромный: в США миллион триста тысяч юристов, даже по 20 баксов в месяц с каждого это очень неплохой рынок.

Стартап Ravel Law так же читает и анализирует американские судебные прецеденты. От  casetext он отличается тем, что берет как входную точку для поиска не документ, а человека. Принятие решения в процессах часто крайне субъективно, и ключевую роль играет личность судьи. Напомню знаменитое исследование, которое популяризовал Канеман в книги “Thinking, Fast and Slow”: в среднем самые мягкие приговоры выносятся в начале дня или после обеда, самые жесткие - перед перерывом, результат статистически значим. Конечно, не требуется никаких стартапов и нейронных сетей, чтобы добиваться выгодного времени слушаний, но субъективизм проявляется не только как реакция на чувство голода.

Ravel Law структурирует все предыдущие процессы судьи и вытаскивает скрытые закономерности его поведения. Какие аргументы он любит, какая стилистика его раздражает, какие прецеденты цитирует в решениях. Знание таких особенностей позволяет адвокату лучше готовиться к делу и апеллировать к правильным струнам в душе судьи.

awGeex берет на себя больше ответственности и рекламируется как сервис электронного юриста. Робот пока ещё маленький и глупенький и скорее помогает живому человеку, чем его заменяет, но лиха беда начало.

Заявленный функционал – проверка договоров по чек-листу принятому в данной корпорации. "Мы не подписываем договоров с возможным штрафом больше X", "мы не подписываем договоров, которые не можем разорвать за три месяца" – что-то в таком духе. LawGeex подчеркивает неправильные абзацы и передает дальше человеку на проверку и спор с контрагентом. В суть бизнес-договоренностей AI, конечно, не влезает. Так глубоко, впрочем, и не каждый юрист лезет.

Стартап рекомендует использовать технологию в неважных договорах – при подписании NDA, текущих закупках и тому подобных ситуациях, когда в принципе, все и так ясно и цена ошибки мала. Пиарные презентации обещают сократить время согласования таких документов до часа. Впрочем, активные продажи LawGeex пока не ведет, видимо, качество продукта ещё недостаточно.

Стартап потратил на разработку 9.5 миллионов долларов инвестиций и привлек в апреле раунд ещё на 12 миллионов.

После чтения наступает время написания. В идеальном мире AI будет не помогать юристу, а заменит его целиком. Технологиям до этого ещё далеко, то что есть на рынке - автоматизация стандартизованных действий, а не истинная интеллектуальная работа. Откровеннее всех разницу демонстрирует стартап DoNotPay - робоюрист для простых неприятностей. Предположим, у пользователя случилась типовая городская проблема – например, пришел штраф за неправильную парковку уже проданного автомобиля. Человек заходит на сайт стартапа, находит свой случай и проходит через последовательность вопросов: "как вас зовут?", "какой номер штрафа", "когда вы продали машину?". Журналисты называют этот процесс "чат-ботом", но явно льстят – в диалоге нет никакой вариативности или понимания смысла, сервис просто по очереди текстовые поля показывает.

Когда квест заканчивается, DoNotPay вставляет полученные ответы в стандартную форму, предлагает её распечатать и с ней идти жаловаться. Юрист не нужен, деньги сэкономлены, клиент доволен, для типового случая ему действительно больше ничего не надо. К AI, разумеется, все это никак не относится, но какая по большому счету разницу, что сидит внутри у механического турка. DoNotPay максимально прост и почти анекдотичен, но завтра по той же модели будут работать и более серьезные проекты. Прогресс отрасли уже не остановить.

Информация подготовлена редакцией портала «Нормативка.by» с использованием материала АЛЕКСАНДРА ГОРНОГО, ДИРЕКТОРА ПО СТРАТЕГИИ И АНАЛИЗУ В MAIL.RU GROUP, АВТОРА ТГ-КАНАЛ "СТАРТАП ДНЯ"

 

Новости по теме: