№ 11, ноябрь 2018

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»
eneca.by

Внесены дополнения и изменения в некоторые законы по вопросам охраны окружающей среды и природопользования

6 февраля 2013, 14:44

Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы РБ по вопросам охраны окружающей среды и природопользования», подписанный президентом 22 января 2013 года, содержит ряд нововведений и уточнений в Законы об охране окружающей среды, о животном мире и о растительном мире, сообщили в управлении биологического и ландшафтного разнообразия Минприроды.

В целом этот нормативно-правовой акт систематизирует правовое регулирование общественных отношений в области охраны окружающей среды, предполагает сокращение и упрощение административных процедур, сказали в ведомстве.

В частности, Закон «Об охране окружающей среды» приводится в соответствие с Указом президента РБ от 26 июля 2012 г. №332, которым внесены изменения в Указ главы государства от 16 октября 2009 г. №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», а также с Указами от 17 ноября 2011 г. №528 «О комплексных природоохранных разрешениях», от 26 апреля 2010 г. №200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» и Законами Республики Беларусь «Об оценке соответствия объектов требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О республиканском бюджете на 2013 год», «Об обращении граждан и юридических лиц» и др.

Документ дополняется новой статьей 151, регулирующей деятельность общественных экологов.

Существующее понятие «общественные инспекторы охраны природы» заменяется понятием «общественный эколог» в целях приведения в соответствие с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности. Дело в том, что исходя из Указа №510 правом осуществлять проверки наделены только профессиональные союзы. Соответственно, общественные инспекторы в области охраны окружающей среды не могут принимать участие в проверках субъектов хозяйствования. Поскольку инспекторские функции из их компетенции исключены, взамен таких инспекторов введен институт общественных экологов. Общественный эколог – гражданин, который добровольно и безвозмездно изъявил желание оказывать содействие Минприроды по охране окружающей среды, пояснили в ведомстве.

Кроме того, Законом «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам охраны окружающей среды и природопользования» предусмотрено исключение трех административных процедур по вопросам регистрации зоологических и ботанических коллекций. А такие процедуры, как выдача разрешений на регулирование распространения и численности диких животных, на их отлов и на пользование ими в научных целях, объединили в одну - выдачу разрешения на изъятие диких животных из среды обитания с указанием цели.

Из Закона «О растительном мире» исключается административная процедура – установление Минприроды лимитов на пользование объектами растительного мира (грибы, ягоды) в связи с отсутствием необходимости в этом.

С целью пресечения браконьерства, статья 45 Закона «О животном мире» дополняется нормой, касающейся регулирования деятельности по изготовлению чучел животных. В частности, предусматривается, что оказание услуг по изготовлению чучел может осуществляться только при наличии документов, подтверждающих законность владения такими животными.

Исходя из международного опыта и сложившейся практики правоприменения были уточнены и систематизированы нормы, касающиеся охраны и использования редких видов животных и растений, усовершенствованы правовые основы сохранения биологического разнообразия. Например, в нормативных актах сейчас  прочно закрепился термин «биотоп». Это участок территории или акватории с однородными условиями, на которых обитает сообщество определенных видов животных и растений.

Необходимость охраны редких и типичных природных ландшафтов и биотопов заложена в Программе социально-экономического развития на 2011-2015 годы, утвержденной президентским Указом от 11 апреля 2011 г. № 136, и в стратегии по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия на 2011-2020 годы, одобренной постановлением Совмина от 19 ноября 2010 г. №1707.

Чиновники говорят, что уже есть результаты реализации данных документов. В частности, за счет охраны уникальных биотопов (открытых низинных болот - 30000 гектаров, пойменных луговых земель - 40000 гектаров, верховых и переходных водно-болотных комплексов - 160000 гектаров) удалось уберечь популяции редких видов диких животных и дикорастущих растений. Среди них - большой подорлик, орел-змееяд, скопа, золотистая ржанка, большой веретенник, дупель, вертлявая камышевка и другие.

В новом законе прописано, что мониторинг биологического разнообразия (животного и растительного мира) будет проводить Национальная академия наук. Это обеспечит единый экосистемный подход, отмечают в Минприроды.

В целом же принятый Закон  позволит сохранить национальные интересы Беларуси в экологической сфере, обеспечить охрану наиболее ценных природных территорий и устойчивое использование ресурсного потенциала страны, подчеркнули в природоохранном ведомстве.

Елена Садовская, Wildlife.by

 

Новости по теме: