№ 12, декабрь 2015

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

О совершенствовании правовых основ функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий

Рубрика «Растительный мир»

В.В. Белокопытов, главный специалист отдела проблем эффективности прокурорского надзора, совершенствования правоприменительной практики и законодательства государственного учреждения «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь»

Стремительное развитие природоохранных требований определяет необходимость совершенствования законодательства об охране окружающей среды.

Определенным этапом в развитии природоохранного законодательства явились существенные преобразования, предусмотренные Законом Республики Беларусь от 28.04.2015 № 251-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "Об особо охраняемых природных территориях"» (далее — Закон № 251-З), который вступит в силу с 1 января 2016 г. Следует отметить, что нормы Закона Республики Беларусь от 20.10.1994 № 3335-XII «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. от 30.12.2004; далее — Закон) корректируются существенным образом. Далее рассмотрим изменения более подробно.

Изменения в порядке объявления и соблюдения режима объявленных ООПТ

Реализация положений стратегии по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия на 2011–2020 годы , практика исполнения международных обязательств Республики Беларусь, закрепленных в соответствующих договорах, привели к необходимости изменить ряд норм Закона. В том числе указанный Закон подлежал приведению в соответствие с законами Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды», от 09.11.2009 № 54-З «О государственной экологической экспертизе» и Кодексом Республики Беларусь о недрах.

В частности, корректировке подверглись ч. 12 ст. 10, ч. 11 ст. 12, ч. 4 ст. 13, ч. 3 ст. 14 Закона об ООПТ относительно включения вопроса планирования объявления ООПТ и соблюдения режима объявленных территорий в документы при планировании и прогнозировании.

Новая редакция ч. 12 ст. 10 Закона перечисляет способы использования схем рационального размещения ООПТ республиканского значения и региональных схем рационального размещения ООПТ местного значения. В частности, указанные схемы учитываются при разработке и реализации:

• концепций, прогнозов, программ, планов действий, схем отраслевого развития, реализация которых связана с использованием природных ресурсов и (или) может оказать воздействие на окружающую среду;

• проектов и схем землеустройства, градостроительных проектов, отраслевых схем размещения и развития производства и объектов транспортной и инженерной инфраструктуры;

• проектов мелиорации земель, планов развития горных работ, проектов обоснования границ горных отводов, проектов водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов;

• республиканской комплексной схемы размещения рыболовных угодий, лесоустроительных проектов, проектов охотоустройства и планировки зон отдыха.

С учетом требований законодательства о формировании и функционировании информационных ресурсов уточняется статья, касающаяся ведения реестра ООПТ. Статьей 10-1 Закона предусмотрено, что ведение реестра ООПТ Республики Беларусь, предоставление информационных услуг физическим и юридическим лицам осуществляет уполномоченная Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее — Минприроды) государственная организация в порядке и на условиях, определенных Советом Министров Республики Беларусь. Ведение такого реестра, в соответствии с Государственной программой развития системы ООПТ на 2008–2014 годы , осуществляет РУП «Бел НИЦ "Экология"».

Извлечение
из Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях»

Статья 3. Категории и виды особо охраняемых природных территорий

[…] Устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных
территорий:
•    заповедник;
•    национальный парк;
•    заказник;
•    памятник природы. […]

В целях обеспечения выполнения целей, ради которых объявлялись ООПТ, предусматривается дополнение ст. 11 Закона нормой, не допускающей преобразования и прекращения функционирования ООПТ до тех пор, пока не будут достигнуты цели, ради которых они объявлялись. Помимо этого, в целях повышения эффективности управления и ответственности конкретного должностного лица за состояние дел, статья дополняется нормой, предусматривающей назначение государственными органами (иными государственными организациями) ответственного должностного лица, которое будет осуществлять ведение вопросов, связанных с управлением переданными органу ООПТ.
Для усовершенствования подходов к вопросам объявления, преобразования и прекращения функционирования ООПТ предусматривается дополнение Закона ст. 11-1, устанавливающей порядок подготовки представлений об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования ООПТ, перечень необходимых документов и требования к ним. Также ст. 11-1 Закона предполагает изменение уровня государственного органа, устанавливающего порядок подготовки представлений об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования ООПТ.
Новая редакция ст. 12 Закона, определяющая режим ООПТ, в целях сохранения биологического разнообразия предусматривает запрет на осуществление деятельности, в результате которой оказывается либо может быть оказано вредное воздействие на природные комплексы и объекты ООПТ либо эта деятельность противоречит целям и задачам, поставленным при их объявлении или преобразовании.
Также уточняется ст. 40 Закона, касающаяся соблюдения режима охраны и использования ООПТ. Обязанность по соблюдению установленного режима возложена как на землепользователей, так и на физических и юридических лиц, хозяйственная или иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на природные комплексы и объекты, расположенные на ООПТ.

Изменения в порядке управления ООПТ

Нормы, связанные с планами управления ООПТ, выделены в самостоятельную ст. 12-1 Закона. При этом предусматривается, что планы управления ООПТ разрабатываются для всех территорий, управление которыми осуществляют государственные природоохранные учреждения, а в случае необходимости — и для тех ООПТ, для управления которыми не созданы государственные природоохранные учреждения.
В статье 13 Закона, регулирующей порядок резервирования территорий, которые планируется объявить ООПТ, ч. 4 излагается в новой редакции. Она определяет порядок установления границ, состав земель и режим зарезервированных территорий. В частности границы, состав земель и режим зарезервированных территорий устанавливаются государственным органом, принявшим решение об их резервировании, по согласованию с землепользователями, земельные участки которых расположены в границах зарезервированных территорий.
Исходя из практики правоприменения в целях исключения негативного воздействия на природные комплексы и объекты хозяйственной и иной деятельности ст. 14 Закона излагается в новой редакции. При этом данная статья дополняется нормой, регулирующей вопросы формирования охранной зоны из земель ООПТ, не образующих ее территорию, но входящих в границы этой ООПТ. 
Помимо этого, предусматривается дополнение статьи нормой, обязывающей государственные органы (иные государственные организации), в управление которых переданы ООПТ, доводить до всеобщего сведения информацию о границах, составе земель и режиме охранных зон ООПТ путем ее размещения на своем официальном сайте или в средствах массовой информации, установки информационных знаков, содержащих такую информацию, или иным общедоступным способом.

Экологический туризм, сохранение «краснокнижников» и другие нововведения

Республика Беларусь обладает значительным природным потенциалом для развития экологического туризма. Для создания условий развития экологического туризма и экологического воспитания населения абз. 7 ст. 21 Закона изложена в новой редакции, предоставляющей заповедникам право осуществлять деятельность по развитию регулируемого экологического туризма.
В целях недопущения утраты природных комплексов и объектов предусматривается дополнение ст. 21, 33 и 39 Закона нормой об организации и проведении государственными органами (иными государственными организациями), в управление которых переданы ООПТ, государственными природоохранными учреждениями, осуществляющими управление ООПТ, мероприятий по восстановлению экологических систем, природных комплексов и объектов, редких и типичных природных ландшафтов и биотопов, мест обитания и произрастания видов диких животных и дикорастущих растений, включенных в Красную книгу Республики Беларусь, а также относящихся к видам, подпадающим под действие международных договоров Республики Беларусь.
С учетом практики применения Закона внесены изменения в гл. 5 Закона, касающуюся объявления, преобразования и прекращения функционирования памятников природы. В частности, в ст. 37 Закона предусматривается, что режим охраны и использования памятников природы устанавливается решением государственного органа при объявлении памятника природы.
Исключение ч. 5 ст. 40 Закона, касающейся согласования с Минприроды и его территориальными органами отдельных видов деятельности в границах памятника природы, обусловлено необходимостью исключить дублирование и оптимизировать административные процедуры, осуществляемые государственными органами.
Это обосновано тем, что в соответствии с Законом Республики Беларусь от 09.11.2009 № 54-З «О государственной экологической экспертизе» (в ред. от 14.07.2011) размещение объектов в границах ООПТ может осуществляться только по проектам, прошедшим государственную экологическую экспертизу. Такую экспертизу проводят Минприроды и его территориальные органы. Соответственно, дополнительное согласование осуществления данных работ не требуется.
Для приведения в соответствие с действующим законодательством, в т.ч. обеспечения внутренней согласованности норм Закона и применения единообразной терминологии, внесено изменение в ст. 45 Закона. Также в ряд статей Закона внесены изменения и дополнения, носящие редакционно-технический характер.

Внесение изменений в подзаконные акты

Реализация произошедших в Законе изменений сопровождается соответствующими изменениями в подзаконных нормативных правовых актах, которые в рассматриваемой отрасли законодательства занимают значимое место и без которых реализация положений Закона будет весьма затруднительной.
Обеспечению системного правового регулирования вопросов сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, формированию эффективно функционирующей системы ООПТ, достижению показателей национальной безопасности в экологической сфере служит принятое в реализацию исполнения Закона № 251-З постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.10.2015 № 884 «Об утверждении Положения о порядке проведения комплексного мониторинга естественных экологических систем на особо охраняемых природных территориях, внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2008 г. № 1657» (далее — Постановление).
Постановление вносит изменения в положения о заказниках республиканского значения, а также признается утратившим силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2008  № 1657 «Об утверждении Положения о порядке подготовки представлений об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования особо охраняемых природных территорий».

Это важно
В связи с тем что Закон № 251-З не предусматривает согласование размещения объектов строительства в пределах ООПТ, в целях исключения дублирования и оптимизации административных процедур, осуществляемых государственными органами, постановлением предусмотрено исключение из положений о заказниках республиканского значения позиций, предусматривающих согласование с Минприроды строительства зданий и сооружений, линий электропередачи, дорог, прокладки трубопроводов и прочих инженерных коммуникаций, разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и прочих видов работ.

Это обусловлено, как упоминалось выше, тем, что размещение объектов хозяйственной и иной деятельности в границах ООПТ может осуществляться только по проектам, прошедшим государственную экологическую экспертизу. Соответственно, дополнительного согласования осуществления данных работ не требуется.
Постановление вносит изменения в положения о республиканских заказниках по отмене запрета на «использование плавучих средств с моторами», ввиду того, что данный запрет на все виды моторов устарел, т.к. в настоящее время производят электромоторы, использование которых не приносит вреда окружающей среде. Кроме того, данный запрет относился и к арендаторам рыболовных угодий и препятствовал ведению ими рыболовного хозяйства, в т.ч. в части обеспечения охраны рыболовных угодий.
Также внесены изменения в положения о заказниках республиканского значения в части запретов на нарушение почвенного покрова и повреждение древесно-кустарниковой растительности. 
В действующих положениях о заказниках нарушение почвенного покрова и повреждение древесно-кустарниковой растительности допускались только при осуществлении сельскохозяйственной и лесохозяйственной деятельности. Вместе с тем на территориях заказников допускаются размещение и благоустройство зон отдыха, стоянок транспортных средств, строительство зданий и сооружений для целей лесного хозяйства и др. Выполнить данные мероприятия не всегда возможно без нарушения напочвенного покрова и вырубки древесно-кустарниковой  растительности. Указанные обстоятельства повлияли на необходимость усовершенствования данной нормы. 
 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 12 (54), декабрь 2015 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.