№ 2, февраль 2017

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»
eneca.by

Учет выбросов загрязняющих веществ: вопросы ведения журналов ПОД-1, ПОД-2

Рубрика «Локальные документы»

Г.Н. Ерилин, сотрудник ООО «Центр экономических проектов»

В инструкции по производственному экологическому контролю (далее — ПЭК) отмечено, что учет выбросов загрязняющих веществ на предприятии будет производиться согласно формам, представленным в ТКП 17.02-12-2014 «Охрана окружающей среды и природопользование. Порядок ведения учета в области охраны окружающей среды и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды» (далее — ТКП 17.02-12-2014). Однако на практике не всегда можно применить установленный в ТКП 17.02-12-2014 порядок ведения журналов учета выбросов. Подробнее об этом читайте в статье.

Для предприятий, осуществляющих уплату экологического налога на выбросы загрязняющих веществ за год, а не поквартально, нет необходимости оформлять ПОД-1 и ПОД-2 по кварталам. Является ли этот факт нарушением?


Вопросы исчисления и уплаты экологического налога рассматриваются Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее — Налоговый кодекс).

Налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях. Налоговым периодом экологического налога признается календарный квартал. Сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки[1].

Сумма экологического налога может исчисляться плательщиками исходя из установленных годовых объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или в комплексных природоохранных разрешениях (далее — годовой объем выбросов), и соответствующих ставок экологического налога[2] .

Следовательно, плательщики могут осуществлять исчисление и уплату экологического налога двумя способами.

1. Ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, уплачивают экологический налог — ежеквартально не позднее 22 числа месяца[3].

2. При исчислении и уплаты экологического налога исходя из установленного годового объема выбросов представляют в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) не позднее 20 апреля календарного года, а уплачивают экологический налог по выбору согласно п. 9 ст. 208 Налогового кодекса:

  • один раз в год в размере исчисленной суммы за год не позднее 22 апреля календарного года;
  • ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере 1/4 исчисленной суммы экологического налога.

После этого необходимо представлять в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) на основании фактических годовых объемов выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим годом, и не позднее 22 февраля года производят доплату экологического налога. В случае когда указанные объемы не превышают установленных годовых объемов, излишне уплаченные суммы экологического налога подлежат зачету либо возврату плательщикам в порядке, установленном ст. 60 Налогового кодекса.

То есть действительно возможна уплата экологического налога за год. В то же время не все источники выбросов, выявленные в процессе инвентаризации выбросов, и не все загрязняющие вещества попадают в разрешение на выбросы.

В разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или в комплексном природоохранном разрешении устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух[4].

Согласно Инструкции о порядке установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух[5] нормативы выбросов не устанавливаются в т.ч. для:

  • стационарных источников выбросов, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от мобильных источников выбросов;
  • объектов воздействия на атмосферный воздух, источников выбросов, включенных в перечень объектов воздействия на атмосферный воздух, источников выбросов, для которых не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух[6].

Таким образом, указанные источники не упоминаются в разрешении на выбросы, но учет загрязняющих веществ от них вести необходимо.

В соответствии со ст. 71 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды» природопользователи при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны вести учет используемых природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, обращения с отходами, а также учет иных видов вредного воздействия на окружающую среду в порядке, установленном Минприроды и иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления в соответствии с их компетенцией.

Согласно нормам Закона Республики Беларусь от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 13.07.2016; далее — Закон № 2-З) порядок учета в области охраны атмосферного воздуха устанавливается Минприроды, а обязанность природопользователей вести указанный учет установлена в ст. 21 данного Закона. В соответствии со ст. 34 Закона № 2-З учет в области охраны атмосферного воздуха ведется в целях:

  • осуществления государственного регулирования, управления и контроля (надзора) в области охраны атмосферного воздуха;
  • разработки мероприятий по сокращению и (или) предотвращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, оценки эффективности их выполнения;
  • определения допустимой антропогенной нагрузки на атмосферный воздух;
  • определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха.

То есть целью учета в области охраны атмосферного воздуха является не только расчет экологического налога. Учет один раз в год явно недостаточен для осуществления контроля и разработки мероприятий, т.к. превышение загрязнения атмосферного воздуха не будет своевременно замечено.


Может ли учет выбросов вестись по формам и в порядке, отличным от требований, представленных в ТКП 17.02-12-2014?


Согласно Закону Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» (далее — Закон № 262-З) к техническим нормативным правовым актам (далее — ТНПА) в области технического нормирования и стандартизации относятся:

  • технические регламенты;
  • технические кодексы установившейся практики;
  • стандарты, в т.ч. государственные стандарты, стандарты предприятий;
  • технические условия.
Технический кодекс установившейся практики — технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, содержащий основанные на результатах установившейся практики технические требования к процессам разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказанию услуг[7].

В требованиях к техническим кодексам установившейся практики, определенных в ст. 18 Закона № 262-З, нет прямого указания на обязательность применения технических кодексов.

Однако следует отметить, что в соответствии с Решением Конституционного Суда Республики Беларусь от 04.10.2006 № Р-196/2006 «О технических нормативных правовых актах» ТНПА, принимаемые (издаваемые) республиканскими государственными органами и должностными лицами, обязательны для исполнения гражданами и юридическими лицами, при этом они являются основой для принятия локальных нормативных правовых актов на предприятии.

Как уже было отмечено, порядок учета в области охраны окружающей среды, в т.ч. учета выбросов загрязняющих веществ, определяется Минприроды. Так, в ст. 21 Закона № 2-З в качестве обязанности природопользователей, кроме прочего, указывается обязанность выполнения требований актов законодательства об охране атмосферного воздуха, об охране окружающей среды, в т.ч. обязательные для соблюдения требования ТНПА.

В то же время Минприроды разъясняет, что в ТКП 17.02-12-2014 приведены рекомендуемые формы, которые являются примерными и могут быть откорректированы с учетом особенностей сферы деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя.

Допускается ведение учета по иным формам учетной документации при условии утверждения их распорядительным документом юридического лица и индивидуального предпринимателя и указании об этом в разделе «Учет и отчетность в области охраны окружающей среды» инструкции по ПЭК.

Как рассчитывать количество выбросов в граммах в секунду по формуле (3) ТКП 17.02-12-2014 для ненормируемых источников выбросов, если определение количества загрязняющих веществ в период проведения инвентаризации определялось на этом ненормируемом источнике выбросов на основании данных замеров, а не расчетов?


В соответствии с гл. 5 ТКП 17.02-12-2014 журнал ПОД-1 ведется:

  • для стационарных источников выбросов, для которых проводятся измерения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, — на основании протоколов проведения измерений в области охраны окружающей среды и времени работы источников согласно сведениям журнала учета времени и режима работы стационарных источников выбросов и газоочистных установок по форме ПОД-3, или данным учета времени работы технологического оборудования, или учета рабочего времени;
  • для стационарных источников выбросов, для которых согласно нормативным правовым или ТНПА, допущенным к применению в области охраны окружающей среды, определение выбросов производится инструментально-расчетными методами, — на основании одного из измеренных параметров выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (концентрации или объема выброса (расхода газа) в газоходе) при фактическом режиме работы оборудования и времени работы источников выбросов согласно сведениям журнала по форме ПОД-3, или данным учета времени работы технологического оборудования, или учета рабочего времени.

В графах 6, 9, 12 табл. 1 журнала ПОД-1 указываются значения выброса загрязняющего вещества в граммах в секунду:

  • для источников, аналитический контроль которых производится менее 4 раз в год (значение норматива допустимого выброса данного загрязняющего вещества определяется согласно проекту нормативов допустимых выбросов);
  • для источников, аналитический контроль которых производится 4 и более раз в год, расчет производится для каждого режима работы технологического оборудования по формуле (1), указанной в п. 5.5.5 ТКП 17.02-12-2014 (при расчете по данной формуле используется также значение норматива допустимого выброса для данного загрязняющего вещества согласно проекту нормативов допустимых выбросов).
Для ненормируемых источников норматив допустимых выбросов не устанавливается, соответственно, значения для ведения журнала ПОД-1 взять из проекта нормативов допустимых выбросов не представляется возможным.

Поскольку в ТКП 17.02-12-2014 приведены рекомендуемые формы, которые являются примерными и могут быть откорректированы с учетом особенностей сферы деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя, то при условии утверждения откорректированных форм распорядительным документом юридического лица и индивидуального предпринимателя и указании в разделе «Учет и отчетность в области охраны окружающей среды» инструкции по ПЭК допускается вести расчет и по иным формулам (например, согласно формулам, указанным в акте инвентаризации выбросов для данных загрязняющих веществ, выбрасываемых указанным источником).

[1] См.: Пиянзина Л.И. Всё об экологическом налоге в 2016 году // Экология на предприятии. 2016. № 2. С. 46–61.

[2] В соответствии с п. 3 ст. 208 Налогового кодекса.

[3] Согласно п. 7, 8 ст. 208 Налогового кодекса.

[4] См.: Ерилин Г.Н. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух: вопросы получения разрешения // Экология на предприятии. 2016. № 12. С. 26–30.

[5] Утверждена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 23.06.2009 № 43.

[6] См. приложение 2 к постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.05.2009 № 31 «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, категорий объектов воздействия на атмосферный воздух, для которых устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, и перечня объектов воздействия на атмосферный воздух, источников выбросов, для которых не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, и признании утратившим силу постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28 февраля 2005 г. № 10».

[7] В соответствии со ст. 1 Закона № 262-З.

Статья опубликована в журнале «Экология на предприятии» № 2 (68), февраль 2017 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.