№ 10, октябрь 2012

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»
eneca.by

Внедрение системы комплексных природоохранных разрешений в Республике Беларусь

Рубрика «Практикум»

С.А. Дубенок, ведущий научный сотрудник РУП «ЦНИИКИВР», канд. техн. наук; В.В. Ходин, заведующий отделом комплексных экологических исследований РУП «Бел НИЦ "Экология"»; В.С. Зубрицкий, тематический координатор по обращению с твердыми коммунальными отходами cовместного проекта ЕС/ПРООН «Экопартнерство»

До 1 января 2012 г. в Республике Беларусь действовала только система выдачи природоохранных разрешений по компонентам природной среды (далее — средовые разрешения).

Согласно этой системе природопользователь получает природоохранные разрешения:

  • на специальное водопользование;
  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • хранение и захоронение отходов производства.

Общими задачами средовых разрешений являются установление Министерством при-родных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее — Минприроды) и его территориальными органами требований к отдельным источникам экологического воздействия, стимулирование экономически эффективного достижения целей охраны окружающей среды.

Оформление средовых разрешений осуществляется на основании нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, устанавливаемых природопользователю в процессе его хозяйственной деятельности.

В процессе выдачи средовых природоохранных разрешений, как правило, не учитывается общее воздействие предприятия на окружающую среду, а также перемещение загрязнений из одной природной среды в другую и не обеспечивается комплексное решение проблем по охране окружающей среды. Средовые разрешения не включают условий в отношении эффективного энергопотребления, использования сырья и водных ресурсов, готовности к чрезвычайным ситуациям, вывода предприятия (или его части) из эксплуатации, уведомлений об авариях и т.д. К тому же выдача каждого из средовых разрешений является самостоятельной административной процедурой и не предусматривает участие общественности в процессе выдачи разрешений.

Цель выдачи комплексных природоохранных разрешений (далее — КПР) заключается в переходе от существующей системы выдачи средовых разрешений для предприятий, оказывающих значительное воздействие на окружающую среду, к комплексной системе оценки воздействия этих предприятий.

Внедрение системы КПР ориентировано на то, что Минприроды и его территориальные органы по выдаче КПР будут выдавать разрешение и (или) вносить в него поправки только тогда, когда будут сформулированы комплексные природоохранные мероприятия для одновременной охраны атмосферного воздуха, водных и земельных ресурсов, рационального использования природных и энергетических ресурсов. Ограничения воздействия на окружающую среду будут основываться на наилучших доступных технических методах (далее — НДТМ), а также по возможности будут учитывать суммарный эффект загрязнения всех компонентов природной среды в регионе.

Система КПР действует в странах Европейского Союза с 1996 г. Основополагающими документами, регулирующими комплексное предотвращение и контроль загрязнения окружающей среды в странах Европейского Союза, являются Директива ЕС (96/61/ЕС) о комплексном предотвращении и контроле загрязнения окружающей среды (КПКЗ) (далее — Директива КПКЗ) и Рамочная Директива ЕС по воде.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 10 (16), октябрь 2012 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.