Помимо индивидуальных ответов на вопросы, возникающие у субъектов хозяйствования, разъяснений на интернет-сайтах и в печатных средствах массовой информации Министерством жилищно-коммунального хозяйства совместно с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерством по налогам и сборам, Министерством юстиции была подготовлена вторая по счету Информация о порядке применения норм Указа Президента Республики Беларусь от 11 июня 2012 г. № 3131 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (далее — Информация), содержащая ответы на некоторые типовые вопросы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В представленном материале будут рассмотрены некоторые положения данного документа и порядок их применения.
1) В случае ввоза и последующего вывоза товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313, и (или) потребительских товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару, тару на основе бумаги и картона, поставщик освобождается от обязанности, установленной подпунктом 1.2 пункта 1 Указа № 313 с даты вывоза таких товаров за пределы Республики Беларусь, ввиду отсутствия факта постоянного размещения таких товаров на территории Республики Беларусь, являющегося необходимым условием для возникновения у поставщиков обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров и тары.
В данном случае подтверждением оснований освобождения от обязанности, предусмотренной подп. 1.2 Указа № 313, является экспортный контракт на поставку товаров и тары, товаросопроводительные документы, экспортная декларация с таможенными отметками о вывозе (в случае если таможенное декларирование предусмотрено), подтверждение о вывозе товаров за пределы таможенной территории Республики Беларусь, выдаваемое таможенными органами Республики Беларусь, иные документы, составленные в соответствии с требованиями законодательства.
Возникновение данного разъяснения связано с термином «ввоз товаров (ввоз потребительских товаров)», приведенным в подп. 1.2 Указа № 313, в соответствии с которым товары (потребительские товары) прибывают для постоянного размещения на территории Республики Беларусь любым способом. В случае же ввоза и последующего вывоза товаров за пределы территории страны отсутствует факт постоянного размещения товаров на территории Республики Беларусь. Более того, даже с позиций реализации целей Указа № 313 (сокращение объемов захоронения отходов потребления, повышение уровня вовлечения в хозяйственный оборот вторичных материальных ресурсов (далее — ВМР)) освобождение от обязанности в данном случае является обоснованным, т.к. фактически на территории Республики Беларусь не возникает отходов ввозимых, а затем вывозимых в полном объеме товаров и тары.
В то же время в связи с тем, что формально в рассматриваемом примере поставщик товаров является обязанным лицом, а также с целью предупреждения ситуации, когда товар ввезен для последующего вывоза за пределы республики, однако в силу каких-либо обстоятельств не был вывезен, Информацией предусмотрено, что в случае если вывоз товаров за пределы Республики Беларусь не был осуществлен до 22-го числа месяца, следующего за кварталом, на который пришлась дата возникновения обязанности в соответствии с абз. 4 ч. 4 подп. 1.5 Указа № 313, то внесение поставщиком платы осуществляется в сроки, установленные подп. 1.5 Указа № 313.
При этом в случае последующего вывоза таких товаров за пределы территории Республики Беларусь у поставщика остается право на возврат и (или) зачет в счет предстоящих платежей излишне уплаченных сумм на основании письменного обращения в адрес ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» (далее — Оператор). Данная возможность предусмотрена ч. 7 подп. 1.5 Указа № 313. Указанное обращение оформляется в свободной форме на фирменном бланке организации за подписью ее руководителя (уполномоченного им лица).
2) Возвратная тара не подпадает под определение термина «отходы» в соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь № 271-З «Об обращении с отходами» (далее — Закон № 271-З)2, а соответственно, не является отходами. На этом основании возвратная тара не включается в объем выполнения обязанности по сбору, обезвреживанию и (или) использованию отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров и тары, установленной подпунктом 1.2 пункта 1 Указа № 313, и расходы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по сбору (заготовке) возвратной тары не подлежат компенсации. При этом отходы стекла, образующиеся у организации, осуществляющей сбор (заготовку) возвратной тары от населения в процессе осуществления такой деятельности, относятся к отходам производства.
В соответствии с ГОСТ 17527-2003 «Упаковка. Термины и определения» тара — это основной элемент упаковки, предназначенный для размещения продукции; возвратная тара — это тара, бывшая в употреблении, предназначенная для повторного использования. В соответствии с п. 1 ст. 5 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки»3 упаковка (а соответственно, и тара, как основной ее элемент) должна соответствовать требованиям безопасности данной статьи, в частности, санитарно-гигиеническим показателям, указанным в приложении 1 к ТР ТС 005/2011, предельно допустимым количествам миграции химических веществ, установленным механическим показателям и показателям химической стойкости.
В случае если возвратная тара соответствует указанным требованиям, она не подпадает под определение термина «отходы» в соответствии со ст. 1 Закона № 271-З, т.к. не утратила своих потребительских свойств и имеет определенное предназначение (пригодна к применению для размещения продукции). Более того, в случае классификации возвратной тары как отходов для организаций, осуществляющих ее применение для размещения продукции, может возникнуть необходимость регистрации применяемого при этом оборудования как объекта по использованию отходов.
В случае осуществления сбора (заготовки) возвратной тары, которая согласно рассматриваемым разъяснениям не является отходами, возможно образование отходов стекла (в результате разбивания заготавливаемой возвратной тары и т.п.). Поскольку образующиеся отходы стекла являются результатом экономической деятельности организации, осуществляющей сбор (заготовку) возвратной тары, данные отходы по происхождению относятся к отходам производства.
3) При ввозе товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313, в случае если в договоре поставки контрактная стоимость указана в иностранной валюте, расчет платы необходимо производить по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату возникновения обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров и тары, в соответствии с частью 4 подпункта 1.5 пункта 1 Указа № 313.
Необходимость данного разъяснения возникла в связи с тем, что внесение производителями и поставщиками платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары предусмотрено на текущий (расчетный) счет Оператора в белорусских рублях. При этом расчет по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату возникновения обязанности является наиболее рациональным (так, например, расчет платы на дату заключения контракта при наличии долгосрочных контрактов, заключенных задолго до вступления в силу Указа № 313, не целесообразен в связи с колебаниями курсов валют).
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 5 (23), май 2013 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.