№ 12, декабрь 2014

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»
eneca.by

Особенности уплаты экологического налога организациями-арендодателями

Рубрика «Эколого-экономическая деятельность»

А.К. Дивакова, экономист

Экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

В соответствии со ст. 206 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) с 2014 г. налоговая база экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух определяется как фактические объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях.

При расчете фактических объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух производится суммирование объемов выбросов по классам опасности веществ (группы веществ), указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, без разбивки на отдельные вещества (п. 2 ст. 208 НК).

С 2014 г. облагаются экологическим налогом только выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях. Выбросы от нестационарных источников, мобильных источников не учитываются при определении налоговой базы для расчета экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Ставки экологического налога для выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух 1-го класса опасности и для выбросов веществ, для которых не определены классы опасности, не установлены. Соответственно такие выбросы загрязняющих веществ не облагаются экологическим налогом.

С 2014 г. не признаются объектами налогообложения экологическим налогом выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, при общих суммарных объемах выбросов менее 3 тонн в год (п. 2 ст. 205 НК).

Если общий суммарный объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, равен или превышает 3 тонны в год, такие выбросы являются объектом налогообложения экологическим налогом.

В соответствии с п. 5 гл. 1 Положения о порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внесения в них изменений и (или) дополнений, приостановления, возобновления, продления срока действия разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, прекращения их действия разрешение на выбросы может быть выдано заявителю как по месту его нахождения, так и по месту нахождения источников выбросов или сосредоточения источников выбросов (далее — объекты воздействия на атмосферный воздух, имеющие стационарные источники выбросов), о чем заявитель указывает в заявлении на получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

При аренде зданий, строений, сооружений или оборудования, являющихся объектами воздействия на атмосферный воздух, имеющими стационарные источники выбросов, на которые необходимо получение разрешения на выбросы, такое разрешение получает арендатор, если в договоре аренды не указано иное.

Согласно п. 2 ст. 34 Закона Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. «Об охране атмосферного воздуха» учет в области охраны атмосферного воздуха ведется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, посредством документального отражения в первичной учетной документации экологической информации о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, загрязнении атмосферного воздуха и мерах по его охране, в т.ч. о стационарных источниках выбросов и их характеристиках, времени и режиме работы таких источников выбросов и газоочистных установок, расходе топлива, сырья, материалов и их качественных характеристиках.

ПРИМЕР 1

Организация-арендодатель сдает в аренду производственные помещения с оборудованием. Организация-арендатор осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. При этом в договоре аренды указано, что разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух получает арендодатель.

Пунктом 2 ст. 37 НК определено, что исполнение налогового обязательства осуществляется непосредственно плательщиком, за исключением случаев, когда в соответствии с НК, таможенным законодательством Таможенного союза, законами о таможенном регулировании в Республике Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) исполнение его налогового обязательства возлагается на иное обязанное лицо либо иному лицу предоставляется право уплатить налоги, сборы (пошлины) за плательщика.

В данном случае плательщиком экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух признается юридическое лицо, которое непосредственно осуществляет хозяйственную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов; т.е. арендатор.

Арендодатель не может предусмотреть в договоре аренды обязательство по уплате экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух за весь объем выбросов, т.е. с учетом выбросов арендатора.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 12 (42), декабрь 2014 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.