№ 3, март 2014

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»
eneca.by

Внешний аудит СУОС предприятия. Подготовка к проведению

Рубрика «Системы управления»

О.М. Сиротина, эксперт-аудитор по качеству в области сертификации СУОС органа по сертификации систем управления окружающей средой филиала БНТУ «Научно-исследовательская часть»

Согласно ст. 30 Закона об оценке соответствия и гл. 2 Правил подтверждения соответствия подтверждение соответствия систем менеджмента, в том числе системы управления окружающей средой (далее СУОС) является добровольной процедурой, которая проводится сторонней аккредитованной организацией по заявлению предприятия, СУОС которого подлежит сертификации. Предприятия, СУОС которых сертифицированы в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь (далее Система), имеют право использовать 10%-ную льготу по уплате экологического налога в течение трех лет с момента регистрации сертификата соответствия в Системе, пользоваться экологическим знаком соответствия, применяемым при сертификации СУОС, открыто заявлять о сертифицированной системе.

Также с момента регистрации и выдачи сертификата соответствия СУОС между предприятием и органом по сертификации заключается соглашение по сертификации и возникает обязанность по проведению ежегодного инспекционного контроля сертифицированной СУОС. Периодический (инспекционный) контроль, как и сертификация СУОС, проводится на основании хозяйственного договора. По истечении трех лет действия сертификата соответствия предприятие принимает решение о повторной сертификации или отказе от нее.

ЭТО ВАЖНО

В случае принятия решения в пользу повторной сертификации предприятие не менее чем за 90 дней до истечения срока действия сертификата соответствия подает в орган по сертификации СУОС заявку на проведение сертификации СУОС , и цикл сертификации повторяется снова.

Таким образом, если предприятие решило подтверждать соответствие СУОС требованиям СТБ ИСО 14001-2005, то возникает необходимость подготовиться к предстоящему аудиту со стороны аккредитованного органа.

Ответственная подготовка предприятия к аудиту СУОС важный этап работы, направленный на получение положительных результатов аудита СУОС.

СПРАВОЧНО

Внешний аудит СУОС проводится аккредитованным органом по сертификации СУОС и  может быть сертификационным (при первичной или повторной сертификации СУОС) и инспекционным (в рамках проведения инспекционного контроля сертифицированной СУОС).

Под сертификационным аудитом СУОС понимается аудит, проводимый аккредитованным органом по сертификации с целью сертификации СУОС предприятия. Сертификационный аудит проводится для определения степени готовности и внедрения СУОС на предприятии и подтверждения того, что функционирование СУОС организации осуществляется в соответствии с требованиями СТБ ИСО 14001-2005. Результатом проводимого сертификационного аудита является заключение команды по аудиту о соответствии или несоответствии СУОС требованиям СТБ ИСО 14001-2005. В случае соответствия СУОС установленным требованиям и своевременного устранения выявленных несоответствий органом по сертификации принимается решение о выдаче предприятию экологического сертификата соответствия.

Под инспекционным контролем сертифицированной СУОС понимаются мероприятия, осуществляемые аккредитованным органом по сертификации СУОС, по контролю за соответствием сертифицированной СУОС требованиям СТБ ИСО 14001-2005, а также с целью  оценки ее результативности.

Мероприятия по инспекционному контролю могут включать :

  • аудит сертифицированной СУОС на месте (проводится на территории предприятия и является выборочным, т.е. не обязательно полный аудит СУОС, как при сертификации);

  • запросы органа по сертификации, направляемые на сертифицированные им предприятия, по вопросам СУОС (например, запросы по применению знака соответствия,  использованию льготы по уплате экологического налога, запросы о внесенных изменениях в документы СУОС, запросы о предоставлении записей по СУОС и др.);

  • анализ любых заявлений предприятия относительно своей деятельности, связанной с сертифицированной СУОС (например, анализ доступных рекламных материалов, веб-сайта в части информации о сертифицированной СУОС, доступности экологической политики предприятия, другой информации, касающейся природоохранной деятельности предприятия);

  • запросы со стороны сертифицированного предприятия о предоставлении документов и записей (в бумажном или электронном виде), например, требования, предъявляемые к организациям — поставщикам оборудования, химической продукции о предоставлении паспортов безопасности химической продукции и других документов и записей;

  • другие средства мониторинга деятельности сертифицированного предприятия, принятые органом по сертификации и обеспечивающие проведение контроля.

Результатом проводимого инспекционного контроля является заключение команды по аудиту о соответствии или несоответствии сертифицированной СУОС требованиям СТБ ИСО 14001-2005. При положительных результатах инспекционного контроля СУОС командой по аудиту делается заключение о подтверждении действия выданного сертификата соответствия на СУОС.

 

Основными причинами ошибок со стороны предприятия при подготовке к внешнему аудиту СУОС являются:

  • незнание или недостаточное знание ответственными специалистами, в первую очередь экологом, процедуры проведения внешнего СУОС, прав и обязанностей предприятия и органа по сертификации СУОС;

  • нерациональное распределение обязанностей среди ответственных специалистов предприятия для сопровождения экспертов-аудиторов СУОС (возложение обязанностей по сопровождению экспертов-аудиторов СУОС в структурных подразделениях только на эколога);

  • неосведомленность ответственных за СУОС и охрану окружающей среды (далее — ООС) о плане аудита СУОС;

  • нерациональное распределение времени проведения аудита СУОС при согласовании плана.

Подготовка к проведению внешнего аудита СУОС включает следующее:

  • согласование с представителем руководства по СУОС плана аудита, полученного от органа по сертификации СУОС;

  • информирование структурных подразделений, в которых планируется проведение аудита СУОС о плане аудита;

  • проверка наличия документации СУОС и ООС и ее соответствия установленным требованиям;

  • проверка природоохранной деятельности подразделений;

  • информирование (инструктирование) ответственных за СУОС и ООС о процедуре проведения аудита СУОС;

  • распределение обязанностей среди ответственных специалистов предприятия для сопровождения экспертов-аудиторов СУОС.

Заблаговременно до проведения аудита орган по сертификации СУОС направляет экологу предприятия (по почте, факсу или электронной почте) план аудита СУОС для его согласования со стороны предприятия. Так как в плане аудита СУОС содержится информация о времени проведения аудита, перечень структурных подразделений, последовательность и время их проверки, состав команды по аудиту и другая информация, то при получении плана аудита СУОС экологу следует внимательно его изучить, при необходимости сделать пометки с предложениями или замечаниями и довести данную информацию до представителя по СУОС со стороны руководства предприятия. Следует также проанализировать план аудита СУОС с точки зрения рационального распределения ресурсов (человеческих, временных).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 3 (33), март 2014 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.