← Назад к номеру журнала
Прокурорский надзор в системе обеспечения экологической безопасности Республики Беларусь
В.В. Белокопытов,
главный специалист отдела проблем эффективности прокурорского надзора, совершенствования правоприменительной практики и законодательства государственного учреждения «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь»
К наиболее проблемным вопросам обеспечения экологической безопасности в нашей стране следует также отнести:
- радиоактивное загрязнение более 22 % сельскохозяйственных и 21 % лесных угодий территории республики, что существенно ограничило возможный природно-ресурсный потенциал и вызвало потребность в огромных затратах на снижение радиационной опасности;
- интенсивная трансформация водосборных бассейнов и водного режима речной сети в результате крупномасштабного осушения заболоченных земель;
- нарастающее загрязнение промышленными, коммунальными и поверхностными сточными водами акваторий уникальных естественных водных объектов, таких как оз. Нарочь, Свитязь, Голубых и Браславских озер и ряда других.
Координатором деятельности республиканских органов государственного управления в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее — Минприроды), на которое также возложен контроль в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Научное обеспечение реализуемых экологических проектов, наряду с учреждениями Минприроды, предоставляют научно-исследовательские институты Национальной академии наук Беларуси, Министерства образования Республики Беларусь, другие научно-исследовательские структуры министерств и республиканских органов управления.
Законодательством Республики Беларусь определены полномочия государственных органов по осуществлению контроля в области охраны окружающей среды (экологический контроль), который направлен на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, требований в области охраны окружающей среды.
Прокуратура в системе государственных органов по обеспечению экологической безопасности занимает особое место и осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства.
В сфере прокурорского надзора находится система адекватного развития законодательства Республики Беларусь, а также имплементация положений международных документов в области охраны окружающей среды в национальное законодательство.
Республика Беларусь является стороной порядка 40 общих многосторонних международных договоров (конвенций) по различным направлениям охраны окружающей среды, а также соглашений государств — членов СНГ о взаимодействии в различных областях охраны окружающей среды. Новейшая тенденция — соглашения, заключаемые на уровне Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в виде решений Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества.
Органы прокуратуры Республики Беларусь сегодня активно участвуют в реализации норм международного права в области охраны окружающей среды в национальное законодательство по следующим направлениям.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 3 (33), март 2014 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.