№ 3, март 2014

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»
eneca.by

Прокурорский надзор в системе обеспечения экологической безопасности Республики Беларусь

Рубрика «Практикум»

В.В. Белокопытов, главный специалист отдела проблем эффективности прокурорского надзора, совершенствования правоприменительной практики и законодательства государственного учреждения «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь»

К наиболее проблемным вопросам обеспечения экологической безопасности в нашей стране следует также отнести:

  • радиоактивное загрязнение более 22 % сельскохозяйственных и 21 % лесных угодий территории республики, что существенно ограничило возможный природно-ресурсный потенциал и вызвало потребность в огромных затратах на снижение радиационной опасности;
  • интенсивная трансформация водосборных бассейнов и водного режима речной сети в результате крупномасштабного осушения заболоченных земель;
  • нарастающее загрязнение промышленными, коммунальными и поверхностными сточными водами акваторий уникальных естественных водных объектов, таких как оз. Нарочь, Свитязь, Голубых и Браславских озер и ряда других.
Координатором деятельности республиканских органов государственного управления в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее — Минприроды), на которое также возложен контроль в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Научное обеспечение реализуемых экологических проектов, наряду с учреждениями Минприроды, предоставляют научно-исследовательские институты Национальной академии наук Беларуси, Министерства образования Республики Беларусь, другие научно-исследовательские структуры министерств и республиканских органов управления.

Законодательством Республики Беларусь определены полномочия государственных органов по осуществлению контроля в области охраны окружающей среды (экологический контроль), который направлен на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, требований в области охраны окружающей среды.

Прокуратура в системе государственных органов по обеспечению экологической безопасности занимает особое место и осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства.

В сфере прокурорского надзора находится система адекватного развития законодательства Республики Беларусь, а также имплементация положений международных документов в области охраны окружающей среды в национальное законодательство.

Республика Беларусь является стороной порядка 40 общих многосторонних международных договоров (конвенций) по различным направлениям охраны окружающей среды, а также соглашений государств — членов СНГ о взаимодействии в различных областях охраны окружающей среды. Новейшая тенденция — соглашения, заключаемые на уровне Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в виде решений Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества.

Органы прокуратуры Республики Беларусь сегодня активно участвуют в реализации норм международного права в области охраны окружающей среды в национальное законодательство по следующим направлениям.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 3 (33), март 2014 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.