Статьей 21 Закона об охране атмосферного воздуха, кроме прочего, прописана обязанность получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — разрешение) или комплексного природоохранного разрешения.
В разрешении или в комплексном природоохранном разрешении устанавливаются:
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух сверх установленных в разрешении нормативов выбросов либо нарушение указанных условий запрещаются.
СПРАВОЧНО
Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух —максимальные величины поступления загрязняющих веществ в атмосферный воздух (т/год, г/с, мг/м3), при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества атмосферного воздуха.
Кто должен получать разрешение
Получать разрешение обязаны юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов.
Как известно, стационарные источники выбросов — источники выбросов, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Поэтому если вы эксплуатируете, например, газонокосилку, работающую на бензине, то получать разрешение не нужно.
Согласно п. 4 Положения о порядке выдачи разрешений получение разрешения необходимо при эксплуатации заявителем стационарных источников выбросов в случаях, если выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух составляют:
-
более 0,1 т в год независимо от состава выбросов;
-
менее 0,1 т в год, но в их составе присутствуют загрязняющие вещества, отнесенные к 1-му классу опасности загрязняющих веществ, в количестве более 0,0001 т в год.
СПРАВОЧНО
Классы опасности загрязняющих веществ в атмосферном воздухе утверждены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21 декабря 2010 г. № 174 (в ред. от 30 августа 2013 г.).
Вывод о необходимости получения разрешения делается на основании расчетов выбросов загрязняющих веществ. Для проектируемых объектов такие расчеты проводятся в рамках разработки раздела «Охрана окружающей среды» проектной документации. В дальнейшем обоснованность установленных нормативов выбросов подтверждается результатами инвентаризации выбросов. Для действующих стационарных источников выбросов и объектов воздействия на атмосферный воздух нормативы выбросов разрабатываются в проекте нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
При расчете выбросов учитываются все источники выделения, источники выбросов загрязняющих веществ (кроме оснащенных автоматизированными системами контроля, мобильных и находящихся на консервации) и объекты тяготения мобильных источников выбросов (стоянки, парковки и т.д.). Однако нормированию, а значит и включению в разрешение, подлежат не все загрязняющие вещества.
Для того чтобы определить, какие вещества включаются в разрешение (нормируются), а какие нет, необходимо:
1) из перечня объектов воздействия на атмосферный воздух и выявленных источников выбросов определить те, которые включены в перечень объектов воздействия на атмосферный воздух, источников выбросов, для которых не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, — выбросы от таких источников не нормируются;
2) из списка загрязняющих веществ, выбрасываемых от источников, не включенных в указанный выше перечень (далее — нормируемые источники выбросов), определить те, которые включены в перечень загрязняющих веществ, для которых устанавливаются нормативы допустимых выбросов в атмосферный воздух;
3) для загрязняющих веществ, выбрасываемых от нормируемых источников выбросов, но не включенных в перечень загрязняющих веществ, для которых устанавливаются нормативы выбросов, рассчитать критерий значимости в порядке, установленном постановлением № 31.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 8 (38), август 2014 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.