Обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих обращение с отходами (далее — природопользователи), назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами, закреплена ст. 17 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. «Об обращении с отходами» (далее — Закон об обращении с отходами).
Определение термина «обращение с отходами» приведено в ст. 1 Закона об обращении с отходами: обращение с отходами — деятельность, связанная с образованием отходов, их сбором, разделением по видам отходов, удалением, хранением, захоронением, перевозкой, обезвреживанием и (или) использованием отходов.
Обязанности должностных (уполномоченных) лиц устанавливаются в разделе инструкции по обращению с отходами производства «Ответственные за организацию обращения с отходами производства», а именно указываются:
- перечень должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за организацию обращения с отходами производства, а также учета таких отходов (руководитель структурного подразделения и его заместители, начальники отделов, служб, структурных подразделений и т.д.).
- обязанности должностных (уполномоченных) лиц, осуществляющих организацию обращения с отходами производства, а также учета таких отходов. Такими обязанностями могут быть:
- организация сбора отходов производства в местах их образования и разделение по видам. Например, начальник производственного участка, в котором образуются отходы производства;
- организация мест хранения отходов (в т.ч. временного) и соблюдение требований законодательства в этой части. Например, при хранении некоторых отходов производства на складе природопользователя ответственным за их организацию может быть назначен заместитель начальника складского хозяйства, а за соблюдение допустимого количества накопления отходов и их учет — кладовщик;
- передача отходов на хранение, захоронение, обезвреживание и (или) использование, т.е. организация своевременного вывоза отходов производства природопользователя в целях соблюдения допустимого количества накопления отходов производства (транспортной единицы) и периодичности вывоза, установленных инструкцией по обращению с отходами производства[1] (далее — инструкция).
- участие в проведении инвентаризации отходов производства
- заключение договоров на передачу отходов производства, регистрация сделок по отчуждению отходов; заполнение сопроводительных паспортов перевозки отходов производства и журнала их учета
При наличии двух и более должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за организацию обращения с отходами производства, назначается одно должностное лицо по координации обращения с отходами производства (например, заместитель директора или главный инженер).
Очевидно, что обязанности должностных (уполномоченных) лиц, установленные инструкцией и приказом, должны совпадать, поэтому при подготовке приказа целесообразно сделать ссылку на инструкцию. Отличие инструкции и приказа заключается в том, что в инструкции указываются только должности, тогда как в приказе указываются конкретные работники, на которых возлагаются те или иные обязанности.
[1] Разрабатывается в соответствии с Инструкцией о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22 октября 2010 г. № 45.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 8 (38), август 2014 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.