В этой связи Воздушный кодекс Республики Беларусь правильнее было бы на-звать «авиационным кодексом», поскольку он регулирует только эту сторону использования воздушного пространства: осуществление деятельности в области авиациив целях обеспечения потребностей граждан и экономики, обороны и безопасностигосударства. Экологические аспекты использования воздушного пространства регулируются иным законодательством.Основным НПА, регламентирующим воздействие на атмосферный воздух в дан-ной сфере, является Закон Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. № 2-З «Об охранеатмосферного воздуха» (в ред. от 12.12.2012) (далее — Закон). Данный Закон определяет атмосферный воздух как компонент природной среды, представляющий собойестественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производ-ственных и иных помещений.
Нормирование воздействия на атмосферный воздух
Источники выделения загрязняющих веществ — это технологическое и иное оборудование, машины, механизмы, в которых происходит образование и от которых происходит выделение загрязняющих веществ, либо технологические процессы, при осу-ществлении которых происходят образование и выделение загрязняющих веществ.Классификация таких источников представлена ниже.
У загрязняющих веществ существует собственная классификация, установленнаяпостановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21 декабря 2010 г. № 174 (в ред. от 28.10.2014), которая проводится по критерию их опасностии устанавливает 4 класса по степени воздействия на организм. В зависимости от классаопасности загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух, дифференцированы ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферныйвоздух (приложение 6 к Налоговому кодексу Республики Беларусь).Нормирование в области охраны атмосферного воздуха заключается в разработке, утверждении и введении в действие:
1) нормативов качества атмосферного воздуха, в т.ч.:
а) нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществв атмосферном воздухе и ориентировочно безопасных уровней воздействия загряз-няющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов и мест массового отдыха населения;
б) нормативов экологически безопасных концентраций загрязняющих веществв атмосферном воздухе особо охраняемых природных территорий, отдельных при-родных комплексов и объектов особо охраняемых природных территорий, а такжеприродных территорий, подлежащих специальной охране, и биосферных резерватов;
2) нормативов допустимой антропогенной нагрузки на атмосферный воздух(устанавливаются в территориальных программах в области охраны атмосферноговоздуха с учетом качества атмосферного воздуха территории, нормативов качестваатмосферного воздуха, природных особенностей территории, в отношении которойустанавливаются эти нормативы, прогноза выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и т.п.);
3) технологических нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в т.ч.:
а) отраслевых технологических нормативов выбросов загрязняющих веществв атмосферный воздух;
б) индивидуальных технологических нормативов выбросов загрязняющих веществв атмосферный воздух;
4) нормативов содержания загрязняющих веществ в отработавших газахмобильных источников выбросов;
5) нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в т.ч.:
а) предельной массы выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздухв единицу времени (т/год, г/с);
б) предельного значения концентрации выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух в миллиграммах в нормальном метре кубическом (температура — 273 К,давление — 101,3 кПа) без поправок на содержание кислорода и влажности, а для газообразных продуктов горения топлива — в пересчете на сухой газ и определенное содержание кислорода.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 10 (52), октябрь 2015 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.