№ 3, март 2015

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»
eneca.by

Учет отходов производства: практические рекомендации

Рубрика «Практикум»

К.В. Верниковская, эколог

Выполнение данных принципов осуществляется различными методами, наиболее перспективный из которых — установление нормативов воздействия хозяйственной деятельности на компоненты окружающей среды и последующий контроль их исполнения. Данные нормативы утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники, в т.ч. с учетом международных правил и стандартов.

Для обеспечения контроля за соблюдением установленных нормативов законодательно закреплены требования по ведению учета в области охраны окружающей среды.

Законодательные требования

Согласно требованиям ст. 71 Закона об охране окружающей среды юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны вести учет используемых природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, обращения с отходами, а также учет иных видов вредного воздействия на окружающую среду в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее — Минприроды) и иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления в соответствии с их компетенцией.

Ведение учета отходов производства вменено в обязанности природопользователей также в одном из пунктов ст. 17 Закона об обращении с отходами.

Постановлением № 27, являющимся на данный момент основополагающим нормативным правовым актом при ведении учета в области охраны окружающей среды, также определено, что:

  • · учет обращения с отходами ведут юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду;
  • · учет ведется в рамках производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов в соответствии с Инструкцией по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов[1];
  • · в процессе ведения учета используются инструментальные (измерения в области охраны окружающей среды), расчетные (неинструментальные) и инструментально-расчетные методы в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в том числе техническими нормативными правовыми актами;
  • · данные подлежат учету в экологическом паспорте предприятия и государственному статистическому учету в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в том числе техническими нормативными правовыми актами;
  • · организация обеспечивает ведение учета в течение всего срока осуществления хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду;
  • · ведение учета предполагает сбор, анализ, обработку и накопление данных об обращении с отходами.

Также следует отметить, что при осуществлении арендных отношений учет обязаны вести и арендодатель, и арендатор, а мероприятия производственного экологического контроля должны осуществляться непосредственно арендатором в рамках его природоохранной деятельности.

Для обеспечения единства учетных сведений в области охраны окружающей среды, оптимизации деятельности и возможности последующей статистической обработки данных принят ТКП 17.02-12-2014, в котором отражены основные требования при ведении учетной документации.

Информацию о кодах, наименованиях, степени опасности и классе опасности отходов производства, их источниках и нормативах образования субъект хозяйствования получает при проведении инвентаризации отходов производства.

Согласно разъяснению Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь, направленному в адрес Минприроды 4 апреля 2014 г. № 02-14/668, Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» не содержит норм об обязательности соблюдения требований технических кодексов установившейся практики. Физические и юридические лица определяют необходимость применения технического кодекса исходя из объекта технического нормирования и стандартизации, на который он распространяется.

Минприроды в своем комментарии[2] не возражает против ведения учета в области охраны окружающей среды как в порядке, определенном ТКП 17.02-12-2014, так и по другим формам, разработанным субъектом хозяйствования самостоятельно, при условии утверждения данных форм распорядительным документом организации. Таким образом, каждый природопользователь обязан определить для себя критерии учетной политики.



[1] Порядок разработки указанной инструкции утвержден постановлением № 52.

[2] См.: О ведении учета в области охраны окружающей среды // Экология на предприятии. 2014. № 10. С. 89–92.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 3 (45), март 2015 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.