Существующие механические, термические и физико-химические методы очистки почв от нефтяных загрязнений являются дорогостоящими и эффективны только при определенном уровне загрязнения (как правило, не менее 1 % нефти в почве), часто связаны с дополнительным внесением загрязнения и не обеспечивают полноты очистки.
Единственным реальным в настоящее время способом борьбы с последствиями разлива нефти и нефтепродуктов является комплекс работ, включающий механические или физико-химические удаления разлитых нефтепродуктов с последующей очисткой остающейся в почве нефти биологическими методами при помощи биодеструкции нефтеокисляющими микроорганизмами.
Наиболее оптимальным методом очистки от нефтепродуктов является комплексное применение механических, физико-химических и биологических методов
Нефтяное загрязнение отличается от многих других антропогенных воздействий тем, что оно дает не постепенную, а, как правило, «залоговую» нагрузку на окружающую среду, вызывая быструю ответную реакцию. При оценке последствий такого загрязнения не всегда можно сказать, вернется ли экосистема к устойчивому состоянию или будет необратимо деградировать. Во всех мероприятиях, связанных с ликвидацией последствий загрязнения, с восстановлением нарушенных почв, необходимо исходить из главного принципа — не нанести экосистеме больший вред, чем тот, который уже нанесен при загрязнении.
Материалом для данной статьи послужили экспериментальные исследования, проведенные на базе сектора вермитехнологий ГНПО «НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам», в период с 1 октября по 30 ноября 2014 г. В лабораторных условиях изучали влияние нефтеразрушающего микробиологического препарата, гуминовых веществ, а также их бинарной смеси на образцы нефтезагрязненной почвы. Образцы почвы взяты с участков разлива нефти при порыве нефтепровода.
Для проведения исследований использовался высокоэффективный комплексный биопрепарат для ликвидации разливов углеводородов — Petro Gobbler. Препарат представляет собой смесь стабилизированных спор бактерий и микроэлементов, разработанную специально для деградации углеводородов, входящих в состав нефтепродуктов. Экологическая чистота препарат достигается использованием аборигенной культуры. Из природного сообщества методом селекции, в проточном хемостатном режиме или методом периодического культивирования, выделяется наиболее активная компонента. Тем самым достигается экологическая чистота, без интродукции чужеродных видов.
Препарат содержит бактерии, проявляющие сорбционную и деструктивную активность по отношению к углеводородам нефти, а также соли и органоминеральную подкормку в оптимальном для роста бактерий соотношении, в связи с чем нет необходимости проводить внесение минеральных удобрений и рыхление почвы. Действие препарата не зависит от состава загрязняющей фазы и распространяется на углеводороды различных классов. Кроме того, препарат может применяться в технологии рекультивации почвы как самостоятельный углеводородный деструктор.
Применение препарата приводит к интенсификации процесса восстановления нефтезагрязненных почвенных экосистем, не оказывает угнетающего влияния на углеводородокисляющие микроорганизмы. Препарат эффективен при использовании в работах по рекультивации земель и нефтешламов при высоких и низких степенях загрязнения (от 1 % до 80 %). При этом эффективность его использования не зависит от типа почвы. Эффективен в диапазоне значений рН среды от 4 до 10. Биопрепарат рассчитан на применение в диапазоне температур окружающей среды от – 5 до + 50 0 С. При применении препарата отсутствует необходимость перепахивания и переворачивания очищенного почвенного слоя для поддержания жизнедеятельности внесенного биодеструктора. Препарат обладает высокой активностью на почвах различных типов, имеющих различный гранулометрический и химический состав.
Действие препарата не ингибируется присутствием высоких концентраций тяжелых металлов и их солей.
Биопрепарат безвреден для человека, животных, рыб, растений, зоопланктона, соответствует 5 классу опасности. Не нарушает естественное экологическое равновесие при продолжительном пребывании в почве.
О результатах экспериментов судили по остаточному содержанию нефти в пробах. Физические и агрохимические свойства почвы определяли общепринятыми методами. Для наблюдения за процессом разложения нефти определяли остаточное содержание углеводородов. Предварительная подготовка проб для физико-химических анализов проведена по СТБ ИСО 11464-2207.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 3 (45), март 2015 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.