№ 5, май 2015

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»
eneca.by

Внедрение процедуры стратегической экологической оценки

Рубрика «Системы управления»

А.А.Андреев, начальник управления государственной экологической экспертизы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Л.И. Панкрутская, должность

Международными законодательными документами, которые определяют общие процедуры для проведения СЭО, являются Европейская Директива 2001/42/EC по оценке экологических последствий реализации отдельных планов и программ и Протокол Европейской Экономической Комиссии Организации Объединенных Наций по стратегической экологической оценке к Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (далее — Протокол ЕЭК ООН).
Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте принята в г. Эспо 25 февраля 1991 г., Протокол ЕЭК ООН к данной Конвенции принят в г. Киеве в мае 2003 г. Протокол ЕЭК ООН является самостоятельным международным соглашением, соблюдение его положений обязательно для Сторон протокола, подписавших и ратифицировавших его. Республика Беларусь 20 октября 2005 г. приняла Конвенцию об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, но пока не присоединилась к Протоколу ЕЭК ООН. Внедрение правового института по реализации СЭО является добровольной инициативой, поскольку Республики Беларусь, не являясь Стороной Протокола ЕЭК ООН, с юридической стороны не имеет обязательств по исполнению его положений.

Однако Республика Беларусь проводит планомерную работу по формированию процедуры СЭО и активно двигается в направлении присоединения к указанному Протоколу. Согласно Протоколу ЕЭК ООН СЭО определяется как «оценка возможных экологических последствий, включая воздействие на здоровье, которая предполагает определение сферы охвата оценки и подготовку экологического отчета, вовлечение общественности и проведение консультаций, принятие во внимание экологического отчета и результатов участия общественности и консультаций при разработке плана или программы».
В статье 2 Протокола ЕЭК ООН «Планы и программы» означают планы и программы c любыми изменениями в них, которые:
- требуются в силу законодательных, регламентирующих или административных актов;
- подлежат разработке и/или принятию органом или разрабатываются органом для принятия в соответствии с официальной процедурой парламентом или правительством.
Экологическая оценка намечаемой хозяйственной деятельности на современном этапе используются практически во всех странах мира как превентивная мера по минимизации отрицательных последствий загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов. Она направлена на всесторонний анализ возможного воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и использовании результатов этого анализа для предотвращения или смягчения экологического ущерба посредством выбора альтернативных вариантов. Выявить и предотвратить негативные для окружающей среды последствия хозяйственной деятельности на стадии планирования гораздо дешевле мероприятий по нейтрализации, компенсации и возмещению нанесенного экономического ущерба. Такой подход позволяет наряду с экономическими учитывать экологические факторы уже на стадии формулировки целей, планирования и принятия решений об осуществлении той или иной деятельности. Поскольку любая хозяйственная деятельность связана с использованием природных ресурсов и в той или иной степени характеризуется воздействием на окружающую среду, то экономически целесообразнее проанализировать ее возможную экологическую опасность на этапах разработки стратегических документов и оценить альтернативные варианты развития.
В Республике Беларусь для осуществления учета экологического фактора в процессе принятия управленческих решений по планируемой хозяйственной и иной деятельности внедрена процедура обязательной экологической экспертизы. Ее проведение возложено на уполномоченных должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, которые в ряде случаев могут создавать экспертные комиссии с привлечением специалистов государственных и иных организаций Республики Беларусь, международных организаций и иностранных государств.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 5 (47), май 2015 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.