№ 8, август 2015

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»
eneca.by

Изменения в работе с ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов»

Рубрика «Обращение с отходами»

С. И. Юрча, специалист ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов»

Напомним, что Указ № 313 вступил в силу 1 октября 2012 г. Данным Указом в Республике Беларусь был внедрен принцип расширенной ответственности производителей и поставщиков (далее — РОП) определенных видов товаров и упаковкиза сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств данных товаров и упаковок. Основные положения Указа № 313 и утвержденного им принципа РОП сводятся к аккумулированию средств производителей и поставщиков товаров и упаковки и расходованию их на цели, связанные с обеспечением сбора, обезвреживания и (или) использования отходов потребления. При таком, казалось бы, простом принципе функционирования системы в процессе реализации Указа № 313 и принципа РОП появляются определен-ные сложности и нюансы, требующие оптимизации и уточнения. Для реализацииданных целей по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов потребления Указом № 314 были внесены очередные изменения и дополненияв Указ № 313. Рассмотрим наиболее значимые из них подробнее.

СПРАВКА

Согласно подп. 1.2 п.1 Указа № 313 производители и импортеры, осуществляющие производство и ввоз товаров, названных в приложении к этому Указу, а также ввоз товаров, упако-ванных в разные виды упаковки, обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств таких товарови упаковок (далее — обязанность).

Взыскание задолженности по не внесеннойи несвоевременно внесенной плате оператору

В первую очередь изменения коснулись взыскания задолженности по плате, подлежащей внесению производителями и поставщиками товаров и упаковки в рамках выполнения обязанности, предусмотренной подп. 1.2 п. 1 Указа № 313.Напомним, что внесение платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки — это один из путей выполнения производителями и поставщиками обязанности. При этом не все производители и поставщики добросовестно и своевременно выполняют установленную Указом № 313 обязанность, что в результате вызвало необходимость введения следующего порядкавзыскания средств:

1. В случае невыполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями предусмотренной Указом № 313 обязанности взыскание производитсяпо иску оператора или Министерства жилищно-коммунального хозяйства РеспубликиБеларусь (далее — Минжилкомхоз) в судебном порядке.

2. В случае если производителями и поставщиками в установленном порядкезаключен с оператором договор об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки, представлена информацияо выполнении в отчетном периоде обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки, но не внесена платав установленные сроки (не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом), то образовавшаяся таким образом задолженность по плате и пеня взыскиваются на основании исполнительной надписи нотариусов.

Ужесточение порядка возмещения юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям) компенсаций

Также к наиболее значимым изменениям следует отнести некоторое ужесточение порядка компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору отходов товаров и отходов упаковки как одного из основных направлений расходования средств оператором, предусмотренного ч. 1 подп. 1.6 п. 1 Указа№ 313. Суть данного направления расходования средств заложена в его наименовании: поскольку деятельность по сбору отходов потребления связана со значительнымизатратами, зачастую не покрывающимися стоимостью собираемого (заготавливаемого) при этом вторичного сырья, требуются дополнительные экономические стимулы. В рамках Указа № 313 основным таким стимулом является компенсация расходов по сбору отходов, представляющая собой выплату средств согласно установленным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 февраля 2015 г.№ 138 размерам. В рамках выплаты компенсации основным проблемным вопросом является тот факт, что зачастую в сложившихся реалиях наблюдается «переток» отходов производства, образовавшихся в результате экономической деятельности субъектов хозяйствования, под видом отходов потребления в системы сбора(заготовки) отходов потребления.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 8 (50), август 2015 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.