№ 10, октябрь 2016

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»
eneca.by

Логистический склад: выявляем объекты обложения экологическим налогом

Рубрика «Эколого-экономическая деятельность»

А.Н. Гнедов, эколог, консультант по вопросам обращения с отходами

Уплата экологического налога организацией зависит от видов воздействия на окружающую среду, оказываемого организацией, от наличия специальных природоохранных документов, от условий договоров, заключенных со сторонними организациями. На примере организации, эксплуатирующей логистический склад, рассмотрим, что может являться объектом экологического налога.

Организация построила логистический склад, где складские и офисные помещения размещены в одном здании и имеется прилегающая к зданию территория. Для отопления используется котельная установка на газовом топливе. Есть резервный дизель-генератор для выработки электрической энергии в период аварий, перебоев в электроснабжении. Хозяйственно-бытовые стоки сбрасываются на собственные локальные очистные сооружения. Есть собственная скважина для добычи воды, используемой для хозяйственно-бытовых нужд. Со специализированной организацией заключен договор на вывоз и захоронение твердых коммунальных отходов (далее — ТКО). Должна ли организация уплачивать экологический налог?


Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Объектами обложения экологическим налогом признают выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — разрешения на выбросы) или комплексных природоохранных разрешениях[1]. При этом количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанное в разрешениях на выбросы, должно составлять суммарно по всем веществам три и более тонны в год («специальный порог»).

Организации получают комплексные природоохранные разрешения в особых случаях осуществления хозяйственной деятельности[2].

Таким образом, организация становится плательщиком налога при соблюдении двух условий:

  • организации необходимо иметь разрешение на выбросы;
  • суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласно этому разрешению должен быть больше «специального порога».

Установлено, что разрешение на выбросы необходимо получать организации, если она осуществляет деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов[3].

Порядок получения разрешений на выбросы определен Положением о порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внесения в них изменений и (или) дополнений, приостановления, возобновления, продления срока действия разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, прекращения их действия[4].

Разрешение на выбросы необходимо получать, когда суммарный выброс от всех источников составляет:
  • более 0,1 тонны в год независимо от состава выбросов;
  • менее 0,1 тонны в год, но в их составе присутствуют загрязняющие вещества, отнесенные в установленном порядке Минздравом к 1-му классу опасности загрязняющих веществ, в количестве более 0,0001 тонны в год.

Под источниками выбросов понимаются технологическое и иное оборудование, технологические процессы, машины, механизмы, при работе которых осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В разрешениях на выбросы устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Нормированию подлежат только стационарные источники выбросов загрязняющих веществ или совокупность стационарных источников выбросов, сгруппированных по отдельным цехам и производствам. Порядок установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух определен Инструкцией о порядке установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — Инструкция)[5].

[1] В соответствии с подп. 1.1 п. 1 ст. 205 Налогового кодекса Республики Беларусь.

[2] См.: Гудович Д.Ю. Получаем комплексное природоохранное разрешение // Экология на предприятии. 2016. № 8. С. 48–59.

[3] В соответствии с подп. 2.2 п. 2 ст. 21, п. 1 ст. 33 Закона Республики Беларусь от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 13.07.2016).

[4] Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2009 № 664.

[5] Утверждена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 23.06.2009 № 43.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 10 (64), октябрь 2016 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.