При организации природоохранной деятельности предприятия общественного питания руководствуются законодательством в области охраны окружающей среды, а также санитарно-гигиеническими требованиями. К основным природоохранным аспектам для предприятий общественного питания можно отнести:
- обращение с отходами;
- охрану атмосферного воздуха;
- охрану водных ресурсов;
- обращение с озоноразрушающими веществами (далее — ОРВ) и оборудованием,
- содержащим ОРВ;
- организацию производственного экологического контроля.
Основные сложности в природоохранной деятельности предприятия общественного питания представляет выполнение обязанностей по обращению с отходами.
Основным документом, регламентирующим обращение с отходами, является Закон Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (в ред. от 13.07.2016; далее — Закон № 271-З). Так, согласно указанному закону отходы производства — отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых.
Предприятие общественного питания, как производитель отходов, выполняет ряд обязанностей, связанных с обращением с ними, которые прописаны в ст. 17 Закона № 271-З.
Сбор и разделение отходов по видам, организация их хранения
Предприятия общественного питания должны обеспечить сбор отходов и их разделение по видам, т.е. организовать места временного хранения отходов в соответствии с п. 18 Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций»[1].
Сбор образующихся отходов осуществляется ежедневно либо по мере образования лицами, непосредственно ответственными за сбор и дальнейшее движение конкретных видов отходов производства в специально выделенных местах.
Хранение всех видов отходов осуществляется с соблюдением положений инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной на предприятии и согласованной с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, и требований законодательства по обращению с отходами Республики Беларусь.
Обращение с каждым видом отходов производства зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека. Образующиеся отходы должны собираться раздельно по видам, классам опасности и признакам, обеспечивающим их использование в качестве вторичного сырья, обезвреживание и экологически безопасное размещение.
Требования к временному складированию токсичных промышленных отходов (например, люминесцентных трубок) установлены СанПиН 2.1.7.12-42-2005 «Гигиенические требования к накоплению, транспортированию и захоронению токсичных промышленных отходов»[2] (далее — СанПиН 2.1.7.12-42-2005).
Требования СанПиН 2.1.7.12-42-2005 не распространяются на нетоксичные, коммунальные отходы, радиоактивные отходы, полигоны твердых коммунальных отходов и смешанных отходов, склады лекарственных препаратов, пестицидов и ртутьсодержащих отходов.
Сбор и хранение отходов производства должны определяться их физическим состоянием, химическим составом и классом опасности отходов. В зависимости от класса опасности отходы производства собираются в различные виды тары.
[1] Утверждены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 01.11.2011 № 110.
[2] Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 16.12.2005 № 226.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 10 (64), октябрь 2016 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.