Отходы имеют двоякое значение: с одной стороны, они могут быть побочными продуктами промышленных процессов переработки сырья и материалов, от которых производитель хочет избавиться, а с другой — могут выступать как сырье для иных производств, которое может перемещаться через границы государств в рамках международной торговли. Так, например, подсолнечный шрот, с одной стороны, является побочным продуктом маслоэкстракционного производства, а с другой — ценный высокопротеиновый кормовой продукт, который закупается сельхозпроизводителями за пределами Республики Беларусь.
Однако не все отходы имеют подобную способность к повторному использованию. Например, отработанные ртутные лампы и люминесцентные трубки c источником опасности в виде ртути, испарения которой могут нанести серьезный вред здоровью. Так, испарившиеся два грамма ртути способны загрязнить шесть тысяч кубометров воздуха. Очевидно, что ввоз подобных отходов должен быть ограничен.
Термин «отходы» в таможенном законодательстве
Белорусские промышленные предприятия в тех случаях, когда в стране отсутствует необходимая сырьевая база, заключают договоры с иностранными фирмами, которыми предусматривается ввоз в страну отходов производства в целях использования их в качестве сырья для собственного производства (например, ввоз отходов, содержащих драгоценные металлы для получения драгоценных металлов, ввоз отходов молочной промышленности для получения казеина и т.п.). Также отходы могут образовываться на территории страны (при попадании товаров, находящихся под таможенным контролем, в аварии, при переработке сырья, помещенного под таможенные процедуры переработки под таможенным контролем и т.д.).
Таможенное законодательство регламентирует ряд вопросов, касающихся совершения таможенных операций с отходами. При этом в таможенном законодательстве нет определения термина «отходы». Соответственно, в этом случае применяем норму ст. 32 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее — Закон № 361-З), где установлено, что одни и те же термины в нормативных правовых актах должны употребляться в одном значении и иметь единую форму, а при необходимости уточнения терминов и их определений, используемых в нормативном правовом акте, в нем помещается статья (пункт), разъясняющая их значение.
Так, в соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее — Закон № 271-З) под отходами понимаются вещества или предметы, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности, жизнедеятельности человека и не имеющие определенного предназначения по месту их образования либо утратившие полностью или частично свои потребительские свойства. Очевидно, что данное определение следует применять и при отнесении тех или иных товаров к категории отходов в таможенном законодательстве.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 10 (64), октябрь 2016 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.