Законодательство в области защиты растений не стоит на месте. В статье мы рассмотрим основные изменения в Законе Республики Беларусь от 25.12.2005 № 77-З «О защите растений», внесенные Законом Республики Беларусь от 18.07.2016 № 398-З.
Изменено наименование закона о защите растений и введены новые термины
Закон Республики Беларусь от 25.12.2005 № 77-З «О защите растений» с 22 января 2017 г. будет носить официальное название «О карантине и защите растений» (далее — Закон № 77-З).
Указанное изменение названия связано с областью применения данного закона, т.к. новая редакция Закона № 77-З определяет понятие карантина растений, а также понятие защиты растений как определенный правовой режим.
С 22 января 2016 г.
|
До 22 января 2016 г.
|
Карантин растений — правовой режим, предусматривающий систему мер по охране растений и растительной продукции от карантинных объектов.
|
Карантин растений — система правовых, организационных и фитосанитарных мероприятий, направленных на предупреждение занесения и распространения вредных организмов, а также на выявление, локализацию и ликвидацию очагов заражения такими организмами.
|
Защита растений — правовой режим, предусматривающий систему мер по борьбе с особо опасными вредными организмами и порядок обращения со средствами защиты растений.
|
Защита растений — комплекс мер, включая карантин растений, направленных на предупреждение повреждения или ухудшения состояния растений, уменьшение потерь растительной продукции в результате воздействия вредных организмов.
|
Законом № 398-З также вводится ряд новых определений, таких как:
карантинная фитосанитарная безопасность — обеспечение состояния защищенности территории Республики Беларусь от рисков, возникающих при проникновении и (или) распространении карантинных объектов;
карантинные фитосанитарные мероприятия — система мероприятий по выявлению карантинных объектов, локализации и ликвидации их очагов, а также по недопущению распространения карантинных объектов на территории Республики Беларусь;
качество средств защиты растений — соответствие средств защиты растений по составу, химическим и физическим свойствам и препаративной форме установленным обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами критериям;
мероприятия по защите растений — комплекс методов и способов по снижению численности особо опасных вредных организмов, в т.ч. при достижении экономического порога вредоносности, по уменьшению их воздействия на растения и (или) растительную продукцию;
особо опасные вредные организмы — вредные организмы, способные при достижении экономического порога вредоносности снижать качество и потребительскую ценность растений и растительной продукции и включенные в перечень особо опасных вредителей, болезней растений и сорняков, определенный Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (далее — Минсельхозпрод) по согласованию с Национальной академией наук Беларуси;
тарная (упаковочная) этикетка — информация об упакованном средстве защиты растений, его изготовителе, рекомендациях по применению, перевозке и хранению, номере государственной регистрации, номере партии, дате изготовления, сроках хранения и иных сведениях, необходимых для безопасного обращения с ним, представленная на материальном носителе, прикрепляемом к упаковке, или нанесенная на нее;
экономический порог вредоносности — численность, интенсивность развития и распространения особо опасных вредных организмов, наличие которых приведет к такой степени повреждения растений, при которой необходимо осуществлять реализацию мероприятий по защите растений в целях уменьшения потерь растений и (или) растительной продукции.
В связи с применением нового подхода к карантину и защите растений как к правовым режимам, а также распространению закона не только на ввоз продукции, но и ее вывоз, в целях приведения закона к существующим нормам законодательства в целом, в ряд терминов, таких как «обращение со средствами защиты растений», «подкарантинная продукция», «средства защиты растений», «фитосанитарное состояние», «фитосанитарный сертификат», внесены изменения, а также отменены термины «фитосанитарная безопасность» и «фитосанитарные мероприятия».
Термин «государственный карантинный фитосанитарный контроль» определяется как надзор, что связано с приведением понятий контрольно-ревизионной деятельности к законодательству, регулирующему контрольно-ревизионную деятельность[1].
Указанные изменения внесены также по всем статьям закона, определяющим полномочия инспекции и иных контролирующих и надзорных органов, а также в обязанности субъектов.
Государственное учреждение «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» (далее — Инспекция) является официальной национальной организацией по карантину и защите растений.
Исключены иностранные субъекты отношений в области карантина и защиты растений
Международное регулирование карантина и защиты растений осуществляется посредством международноправовых актов, составляющих право Евразийского экономического союза. В связи с этим из текста закона исключены некоторые нормы: исключена ч. 3 ст. 3 Закона № 77-З, согласно которой субъектами закона являлись также иностранные лица и лица без гражданства.
Разделены объекты отношений в области карантина и защиты растений и меры по их обеспечению
Объекты в новой редакции Закона № 77-З разделены на объекты отношений в области карантина и объекты отношений в области защиты растений.
Объекты отношений в области карантина растений
|
Объекты отношений в области защиты растений
|
- карантинные объекты;
- подкарантинные объекты.
|
- вредные организмы;
- подкарантинные объекты;
- средства защиты растений.
|
Меры по обеспечению карантина и защиты растений также рассматриваются отдельно друг от друга в новой редакции Закона № 77-З.
Карантин растений обеспечивается посредством:
- принятия (утверждения) и реализации нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, в области карантина растений;
- реализации карантинных фитосанитарных мероприятий;
- осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора).
Защита растений обеспечивается посредством:
- осуществления надзора в области защиты растений;
- государственной регистрации средств защиты растений;
- организации научных исследований по разработке новых средств защиты растений, способов и технологий обращения с ними;
- принятия (утверждения) и реализации нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, в области защиты растений;
- организации производства средств защиты растений;
- реализации мероприятий по защите растений;
- создания и использования резервного фонда средств защиты растений;
- формирования и использования фонда данных по защите растений.
Скорректированы обязанности субъектов в области карантина и защиты растений
С учетом указанного подхода откорректированы и обязанности юридических лиц в области карантина растений, в т.ч. расширены обязанности при осуществлении обращения со средствами защиты растений, добавлены обязанности физических лиц.
Обязанности при обращении со средствами защиты растений
|
Обязанности при обращении с подкарантинными объектами
|
- соблюдать нормативные правовые акты (далее — НПА), в т.ч. обязательные для соблюдения требования технических нормативных правовых актов (далее — ТНПА) в области защиты растений;
- обеспечивать доступ должностных лиц, осуществляющих надзор в области защиты растений, в места, связанные с обращением со средствами защиты растений;
- представлять должностным лицам, осуществляющим надзор в области защиты растений, сведения и документы, необходимые для осуществления надзора в области защиты растений;
- не препятствовать осуществлению надзора в области защиты растений;
- представлять в Инспекцию информацию, подлежащую включению в фонд данных по защите растений;
- вести учет наличия средств защиты растений и реализации мероприятий по защите растений;
- прекратить обращение с пришедшими в негодность и (или) запрещенными к применению средствами защиты растений и обеспечить их обезвреживание;
- осуществлять обращение только со средствами защиты растений, прошедшими государственную регистрацию и включенными в Государственный реестр средств защиты растений и удобрений, разрешенных к применению на территории Республики Беларусь;
- осуществлять финансирование мероприятий по защите растений.
|
- соблюдать НПА, в т.ч. обязательные для соблюдения требования ТНПА в области карантина растений;
- обеспечивать доступ должностных лиц, осуществляющих государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор), к подкарантинным объектам;
- представлять должностным лицам, осуществляющим государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор), сведения и документы, необходимые для его осуществления;
- не препятствовать осуществлению государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора);
- извещать Инспекцию о прибытии ввозимой в Республику Беларусь подкарантинной продукции в места назначения (доставки);
- не допускать очистки и (или) обеззараживания транспортных средств, перевозящих подкарантинную продукцию, в пути следования, а также в местах, не предназначенных для санитарной обработки транспортных средств;
- обеспечивать обеззараживание или уничтожение подкарантинных объектов при выявлении карантинных объектов;
- проводить обследования подкарантинных объектов и в случае выявления очагов массового распространения карантинных объектов информировать об этом Инспекцию;
- осуществлять перевозку подкарантинной продукции средствами и способами, исключающими возможность заражения территории карантинными объектами;
- соблюдать карантинный режим;
- планировать по согласованию с территориальными организациями Инспекции карантинные фитосанитарные мероприятия, своевременно и качественно их реализовывать;
- осуществлять финансирование карантинных фитосанитарных мероприятий.
|
Обязанность субъектов по предоставлению отчетности не регулируется в новом Законе № 77-З, т.к. вопрос отчетности регулируется законодательством о государственной статистике.
Физические лица при обращении с подкарантинными объектами и (или) со средствами защиты растений обязаны соблюдать НПА, в т.ч. обязательные для соблюдения требования ТНПА в области карантина и защиты растений.
Изменен порядок финансирования мероприятий в области карантина и защиты растений
Финансирование карантинных фитосанитарных мероприятий и мероприятий по защите растений в соответствии со ст. 8 Закона № 77-З осуществляется за счет средств юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, реализующих эти мероприятия, а также за счет средств республиканского и местных бюджетов.
Финансирование некоторых мероприятий будет осуществляться только за счет средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:
- карантинные фитосанитарные мероприятия в карантинной фитосанитарной зоне;
- обеззараживание и уничтожение подкарантинных объектов;
- возврат в страну-экспортер подкарантинной продукции;
- проведение карантинной фитосанитарной экспертизы подкарантинной продукции;
- проведение анализа на выявление скрытых форм возбудителей болезней растений и (или) растительной продукции;
- проведение испытаний средств защиты растений на биологическую и хозяйственную эффективность;
- определение качества средств защиты растений;
- обезвреживание пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению средств защиты растений и тары (упаковки) из-под них.
Скорректирован перечень полномочий государственных органов
В соответствии с новой редакцией Закона № 77-З в полномочия Совета Министров Республики Беларусь добавлено определение единой государственной политики в области карантина и защиты растений, в то время как более не относятся к его компетенции полномочия по установлению порядка, условий и перечня по ряду позиций при перемещении через государственную границу Республики Беларусь. Данные полномочия переданы Государственному таможенному комитету Республики Беларусь.
В полномочия местных Советов депутатов добавлено обеспечение надлежащего фитосанитарного состояния территории соответствующей административно-территориальной единицы.
Установлен порядок ввоза (вывоза) или перемещения транзитом подкарантинной продукции
Согласно новой редакции Закона № 77-З ввозимая в Республику Беларусь подкарантинная продукция подлежит государственному карантинному фитосанитарному контролю (надзору) в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь (местах прибытия) и (или) местах назначения (доставки) в порядке, установленном законодательством, международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
Ранее государственному карантинному фитосанитарному контролю (надзору) подлежала подкарантинная продукция неэкономического характера, ввоз которой допускался при наличии импортного карантинного разрешения Инспекции[1].
В целях обеспечения карантинной фитосанитарной безопасности могут вводиться временные карантинные фитосанитарные меры (запреты, ограничения и др.) в отношении ввоза (вывоза) из Республики Беларусь, в т.ч. перемещения транзитом, подкарантинной продукции. Подкарантинная продукция, зараженная карантинными объектами, подлежит:
- обеззараживанию или уничтожению, если проведение обеззараживания или уничтожения подкарантинной продукции допустимо;
- возврату в страну-экспортер в порядке, установленном Минсельхозпродом при невозможности проведения обеззараживания или уничтожения либо отказе собственника подкарантинной продукции от проведения ее обеззараживания или уничтожения.
В предыдущей редакции Закона № 77-З подкарантинная продукция подлежала обеззараживанию или очистке, а возврат в страну-экспортер предусматривался как альтернативная мера.
Определены четкие случаи проведения карантинной фитосанитарной экспертизы
Согласно ст. 17 Закона № 77-З карантинная фитосанитарная экспертиза проводится:
- если при визуальном обследовании и (или) анализе образцов (проб) подкарантинной продукции в ходе осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) обнаружены организмы, сходные по морфологическим признакам с карантинными объектами;
- для выявления в подкарантинной продукции скрытой зараженности карантинными объектами.
Ранее необходимость и порядок проведения экспертизы определялся Минсельхозпродом.
Определена процедура государственной регистрации средств защиты растений
Средства защиты растений подлежат государственной регистрации на основании:
- положительных результатов испытаний средств защиты растений;
- результатов токсиколого-гигиенической оценки средств защиты растений.
Испытания и токсиколого-гигиеническая оценка средств защиты растений проводятся юридическими лицами, которые должны быть аттестованы в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. Специалисты в области испытаний средств защиты растений проходят аттестацию в Минсельхозпроде, специалисты по токсико-гигиенической оценке — в Минздраве.
Ранее закон не определял однозначно роль Минсельхозпрода в данной процедуре.
Установлен новый порядок ввоза средств защиты растений
Согласно п. 20 Закона № 77-З ввоз средств защиты растений в Республику Беларусь осуществляется следующим образом:
- ввоз средств защиты растений, не входящих в реестр, производится на основании разрешения, выдаваемого Минсельхозпродом (ранее, помимо этого, требовалось, чтобы указанные средства входили в специальный утвержденный перечень);
- ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза средств защиты растений в случаях, предусмотренных международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза, осуществляется на основании лицензии либо заключения (разрешительного документа);
Выдача лицензии осуществляется Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь по согласованию с Минсельхозпродом в соответствии с международно-правовыми актами, а выдача заключения (разрешительного документа) — Минсельхозпродом.
- ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза средств защиты растений физическими лицами в качестве товаров для личного пользования запрещен.
Требования ввоза применяются в отношении средств защиты растений, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренный международно-правовым актом, составляющим право Евразийского экономического союза.
Уточнен перечень обязанностей производителей и продавцов средств защиты растений
Обязанности производителей средств защиты растений также приведены в соответствие с новыми требованиями и соответствуют действующему законодательству. Приведем основные из них:
- при производстве средств защиты растений определяющее действие имеют требования санитарных правил;
- обезвреживание осуществляется для пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению произведенных и находящихся у производителя средств защиты растений;
Ранее была обязанность по обезвреживанию как таковому, что не всегда могла быть выполнена из-за отсутствия у производителя объектов обезвреживания отходов, каковыми становятся испорченные и просроченные средства защиты растений.
- информация, указываемая на таре (упаковке) средства, должна содержать конкретные рекомендации по его применению, перевозке и хранению, а также данные о номере государственной регистрации. Также информация может быть указана как на тарной (упаковочной) этикетке, так и в специальном приложении (ранее — только на таре или упаковке).
Обязанность по размещению информации о применении, перевозке, хранению и регистрации средств защиты растений возложена также на продавцов средств защиты растений.
Продавцы осуществляют торговлю указанными средствами на основании лицензии на оптовую торговлю ими и обязаны иметь при каждой партии средств защиты растений документ, подтверждающий качество средства защиты растений, выданный производителем. В этом документе указываются сведения:
- о наименовании средства защиты растений и содержании в нем действующих веществ;
- производителе (полное наименование юридического лица, фамилия, собственное имя, отчество (при его наличии) индивидуального предпринимателя) и товарном знаке средства защиты растений (при его наличии);
- дате изготовления средства защиты растений (день, месяц, год) и его сроке годности (месяц, год);
- номере партии;
- массе нетто или объеме партии;
- количестве упаковочных единиц в партии;
- результатах проведенных испытаний средства защиты растений и заключения о качестве средства защиты растений.
Таким образом, в новой редакции Закона № 77-З все требования в отношении карантина растений и защиты растений рассматриваются отдельно друг от друга во всех отношениях. Также важным моментов в новой редакции закона является введение нормы, согласно которой применение средств защиты растений производится с учетом природоохранных требований.
[1] Данное разрешение ранее утверждалось Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
[1] Указ Президента Республики Беларусь от 19.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».
Статья опубликована в журнале «Экология на предприятии» № 12 (66), декабрь 2016 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.