№ 5, май 2016

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Внедрение системы управления окружающей средой: плюсы и минусы

Рубрика «Системы управления»

Г.С. Докурно, эксперт-аудитор по сертификации систем управления окружающей средой

Некоторые специалисты-экологи, стоявшие у истоков создания и внедрения сертификации системы управления окружающей средой (далее — СУОС) в Республике Беларусь, высказывают мнение, что в настоящее время существующая система не выполняет те цели, которые ставились изначально. Руководители предприятий порой не видят смысла в подобной сертификации. Что на самом деле может получить предприятие от внедрения СУОС или системы экологического менеджмента — выгоду или лишнюю причину для головной боли?

Менеджмент представляет собой целостную, комплексную систему, которая постоянно развивается и совершенствуется. Грамотное внедрение СУОС позволит создать такую систему, которая будет эффективно работать на улучшение и создаст ряд преимуществ для предприятия, которые будут следствием ее внедрения.

Система экологического менеджмента — это часть общей системы управления предприятием, которая включает в себя организационную структуру, планирование, распределение ответственности, практические методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и развития политики предприятия в области охраны окружающей среды (далее — ООС).

Применение и функционирование СУОС в Республике Беларусь регламентированы следующими документами:
СТБ ИСО 14001-2005 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению системы управления окружающей средой» (далее — СТБ ИСО 14001);
СТБ ИСО 14004-2005 «Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования».

Что выигрывает предприятие при внедрении СУОС

Финансовые выгоды

В Республике Беларусь разработана система льготирования для организаций, получивших экологический сертификат соответствия. Согласно п. 3 ст. 207 Ставки экологического налога Налогового кодекса Республики Беларусь к ставкам экологического налога применяется понижающий коэффициент 0,9 для плательщиков, получивших экологический сертификат соответствия, в течение трех лет со дня получения этого сертификата.

Так как ставку экологического налога составляет количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; сточных вод, сброшенных в водные объекты; отходов производства, направленных на хранение и захоронение, такой понижающий коэффициент даст ощутимый эффект для более крупных предприятий.

В рамках функционирования СУОС разрабатываются корректирующие и предупреждающие действия[1], которые направлены на постоянное улучшение функционирования предприятия и снижение воздействия на окружающую среду. Грамотное проведение таких мероприятий способствует:

  • снижению себестоимости за счет более рационального использования сырья и ресурсов, что приводит к снижению платежей за природопользование, увеличению прибыли и повышению стабильности производства;
  • уменьшению вероятности и последствий аварийных ситуаций и инцидентов, которые могут оказать воздействие на окружающую среду, что позволяет уменьшить возмещение вреда, причиненного окружающей среде;
  • предотвращению вреда, причиненного окружающей среде и здоровью человека;
  • уменьшению вероятности нарушения природоохранного законодательства, что, в свою очередь, приводит к минимизации или полному отсутствию штрафных санкций.
Вред, причиненный окружающей среде, — имеющее денежную оценку отрицательное изменение окружающей среды или отдельных компонентов природной среды, природных или природно-антропогенных объектов, выразившееся в их загрязнении, деградации, истощении, повреждении, уничтожении, незаконном изъятии и (или) ином ухудшении их состояния, в результате вредного воздействия на окружающую среду, связанного с нарушением требований в области ООС, иным нарушением законодательства.

Своевременное реагирование на изменения законодательства в области охраны окружающей среды

Действующее законодательство и механизмы контроля его соблюдения, постоянная актуализация нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов (далее — НПА и ТНПА) в области ООС, возрастающее количество документов, а также требования других нормативных актов внешнего происхождения (инвестиционных компаний, заказчиков, партнеров и других заинтересованных сторон) — все это, несомненно, требует мониторинга и управления.

В соответствии с ТКП 5.1.05-2012 «Национальная система подтверждения соответствия. Сертификация систем управления. Основные положения» (далее — ТКП 5.1.05-2012) сертификация СУОС в организации проводится с целью подтверждения аккредитованным органом по сертификации систем управления того, что СУОС организации-заявителя соответствует требованиям СТБ ИСО 14001, и организация-заявитель управляет экологическими аспектами, связанными с деятельностью, продукцией (выполнением работ/оказанием услуг), в соответствии с требованиями НПА и ТНПА в области ООС, обеспечивает предотвращение и снижение значительного воздействия на окружающую среду.

Показательно то, что по результатам проведения сертификации СУОС не применяются штрафные санкции, а устанавливаются несоответствия требованиям СТБ ИСО 14001, НПА и ТНПА в области ООС и даются определенные рекомендации для улучшения.

Не менее одного раза в год осуществляется плановый инспекционный контроль за сертифицированной СУОС согласно п. 6.5 ТКП 5.1.05-2012. Аккредитованный орган по сертификации имеет право проводить внеплановый инспекционный контроль по решению руководителя органа в случаях, предусмотренных п. 6.15 ТКП 5.1.05-2012. Команда по аудиту, включающая экспертов-аудиторов по сертификации СУОС[2], технических экспертов[3], контролирует выполнение природоохранного законодательства, своевременно информирует о нововведениях, способствуя тем самым предотвращению возможных штрафов за нарушение НПА и ТНПА в области ООС и природопользования.

Одним из ближайших изменений в природоохранном законодательстве станет вступление в силу с 01.07.2016 изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» — вводится новая статья 95-1 «Организация работы по охране окружающей среды и осуществлению производственного контроля в области ООС, рационального использования природных ресурсов при осуществлении хозяйственной и иной деятельности». Также вводится новый вид технического нормативного правового акта — экологические нормы и правила, которые являются обязательными для соблюдения[4] .

Повышение конкурентоспособности продукции (услуг) предприятия

Экологические аспекты деятельности предприятия, связанные с производством продукции или оказанием услуг, играют существенную роль в конкурентоспособности организации как на внутреннем, так и на международном рынках.

Одним из способов рассмотрения предложений, который позволяет выбрать оптимальную по цене и качеству продукцию, услугу среди множества предложенных вариантов на принципах состязательности, справедливости и эффективности, является проведение тендера. Условия и сроки проведения тендера объявляются и оговариваются заранее. Условия могут быть различны, но одним из них является наличие экологического сертификата соответствия. Особенно это актуально для международных тендеров, где данное условие является обязательным. Сертификация на соответствие требованиям СТБ ИСО 14001 становится все более явным условием продвижения продукции и услуг на международных рынках.

Улучшение репутации и инвестиционной привлекательности предприятия

Грамотно разработанная и поддерживаемая в эффективно функционирующем состоянии СУОС позволяет организации повысить репутацию и инвестиционную привлекательность предприятия в деловых и общественных кругах.

Наличие сертифицированной СУОС в организации является одним из важнейших конкурентных преимуществ, которое резко повышает привлекательность ее как объекта для инвестирования и существенно увеличивает лояльность потребителей к производимому товару или предоставляемой услуге.

Минусы внедрения СУОС

Основные минусы внедрения СУОС проявляются при неправильном подходе к организации системы, когда система не работает или работает неправильно. К таким негативным явлениям можно отнести:

  • Существенное увеличение бесполезного бумагооборота, излишнее документирование процедур (стандартов предприятия). Организации, принявшие решение работать без методической и консультативной помощи специализированных организаций, иногда создают у себя колоссальное количество документов. В СТБ ИСО 14001 определены требования, которые обязательно должны быть регламентированы и документированы, поскольку без них невозможно функционирование системы. Случается, что на предприятиях согласование и утверждение документированных процедур носят формальный характер.

Причины этого вполне банальны: «нет времени», «все равно ничего не изменится в работе», «это нужно только для проверяющих экспертов-аудиторов»… Последствиями такой работы являются непригодные, неработающие руководство по СУОС и стандарты предприятия.

Такие документы и действия по ним не приведут к ожидаемому улучшению деятельности предприятия в области ООС и природопользования, а наоборот, вызовут недоверие и негативное отношение к данной системе.
  • Внедрение системы экологического менеджмента требует больших затрат на природоохранные мероприятия. Согласно элементу СУОС 4.3.3 «Целевые и плановые экологические показатели» разрабатывается Программа управления окружающей средой, в которой отражаются мероприятия с указанием ответственных лиц и, что главное, с реальными сроками выполнения. Как указывалось выше, при получении экологического сертификата соответствия организация получает льготу по уплате экологического налога и может направить данные средства на выполнение мероприятий Программы.

Выводы:

1. Руководитель предприятия, принимая решение о необходимости и целесообразности внедрения СУОС, должен проанализировать плюсы и минусы, которые получит предприятие. Одним из важнейших факторов принятия такого решения является повышение конкурентоспособности товаров (услуг), особенно при их экспорте в другие страны. Вторым весомым плюсом являются налоговые льготы для предприятия.

2. СУОС предприятия должна работать правильно: должны быть четко и грамотно распределены обязанности, ответственность и полномочия каждого работника; определены экологические цели, природоохранные мероприятия и сроки их выполнения, показатели эффективности внедрения СУОС на предприятии.

[1] См.: Сиротина О.М. Внутренний аудит СУОС: разработка процедуры проведения // Экология на предприятии. 2014. № 12. С. 45–52.

[2] Эксперт-аудитор по сертификации СУОС — это персонал, осуществляющий деятельность в области сертификации СУОС, профессиональная компетентность которого в проведении сертификации СУОС подтверждена сертификатом компетентности.

[3] Технический эксперт — лицо, предоставляющее конкретные знания или делящееся конкретным опытом с командой по аудиту.

[4] См.: Глобальное потепление законодательства: анализируем важнейшие изменения // Экология на предприятии. 2016. № 1. С. 36–44.

Статья опубликована в журнале «Экология на предприятии» № 5 (59), май 2016 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.