№ 6, июнь 2016

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Вопрос-ответ

Рубрика «Вопрос — ответ»

Обращение с отходами

На вопрос отвечает С.И. Юрча, начальник управления по координации деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов».

На территории предприятия расположено общежитие. Предприятие заключило договор со специализированной организацией (КПУП «Брестский мусороперерабатывающий завод»; далее — КПУП «БМПЗ») для оказания услуг по плановому вывозу, обезвреживанию и захоронению отходов от общежития (1 раз в неделю 1 контейнер объемом 0,75 м3). Вывоз осуществляется специализированным транспортом КПУП «БМПЗ». Кроме того, предприятие осуществляет вывоз собственным транспортом отходов производства, образующихся в процессе его деятельности, и передает на захоронение КПУП «БМПЗ» в соответствии с разрешением на хранение и захоронение отходов. Перевозка таких отходов сопровождается оформлением сопроводительного паспорта перевозки отходов. Относятся ли отходы общежития к коммунальным отходам, и необходимо ли оформлять сопроводительный паспорт для их перевозки?

В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З (в ред. от 15.07.2015) «Об обращении с отходами» (далее — Закон об обращении с отходами) отходы, в том числе коммунальные отходы, разделяются по видам в зависимости от происхождения — на отходы производства и отходы потребления.

В соответствии с п. 20 ст. 1 Закона об обращении с отходами отходы потребления — отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, отходы, образующиеся в потребительских кооперативах и садоводческих товариществах, а также смет, образующийся на землях общего пользования.

Таким образом, отходы, образующиеся в общежитии в процессе жизнедеятельности проживающих там граждан, относятся по происхождению к отходам потребления.

На вопрос отвечает Н.Ю. Блыщик, сотрудник общественного информационного центра по вопросам химической безопасности и отходов учреждения «Центр экологических решений».

В собственности организации находятся производственные помещения, расположенные в Минском районе, и несколько офисных помещений, расположенных в г. Минске. Необходимо ли включать отходы, образующиеся в офисных помещениях, в инструкцию по обращению с отходами производства?

В соответствии с законодательством обращение со всеми образующимися отходами должно регулироваться, кроме прочего, инструкцией по обращению с отходами производства, которую природопользователь разрабатывает не позднее 60 дней с момента регистрации юридического лица.

Отходы производства — отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых[1].

Порядок разработки и утверждения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями инструкции по обращению с отходами производства установлен в Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства (далее — Инструкция)[2].

[1] В соответствии с п. 21 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (в ред. от 15.07.2015).

[2] Утверждена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45 (в ред. от 01.10.2012).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 6 (60), июнь 2016 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.