Проект «Содействие переходу Республики Беларусь к “зеленой” экономике» финансируется Европейским союзом и реализуется Программой развития ООН в Беларуси. Проект начал работу с 1 января 2015 г. и продлится по 31 декабря 2017 г. Цель проекта — содействие Республике Беларусь в формировании экономического роста, основанного на «зеленых» принципах, включая экологически устойчивое и экономически целесообразное использование природных ресурсов, продвижение экологически устойчивого производства и потребления, создание «зеленых» рабочих мест, изменение моделей поведения в сторону большей экологической устойчивости. Проект направлен на реализацию идей «зеленого» экономического роста и экологически устойчивых моделей производства и потребления посредством поддержки местных «зеленых» инициатив и проведения информационной кампании. О реализации одной из таких инициатив нам рассказала менеджер некоммерческой организации ИКУ «Содействие развитию бизнеса» Елена Васильевна Вербицкая.
«Экология на предприятии»: Ваша организация является участником национального проекта «Содействие переходу Республики Беларусь к “зеленой” экономике». Какова ее роль в реализации данного проекта?
Елена Вербицкая: Мы некоммерческое предприятие. В рамках данного проекта проходил конкурс местных инициатив, участниками которого могли быть только некоммерческие организации. Инициатива нашей организации стала одной из 16 победительниц данного конкурса. Мы получили финансирование на реализацию пилотной инициативы «Экологическая безопасность охлаждающих жидкостей для двигателей внутреннего сгорания». Реализуем программу, привлекая партнеров, таких как ОАО «Гомельхимторг», Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и других, и осуществляя координацию и администрирование в ходе реализации инициативы.
«ЭП»: В чем опасность применения охлаждающей жидкости — антифриза? Знают ли об этом автовладельцы?
Е.В.: Тяжело представить водителя, который не был бы знаком с таким незаменимым веществом, как антифриз. Гораздо меньшее количество автолюбителей смогут сказать, благодаря чему жидкость обладает своими знаменитыми свойствами и что содержится в ее составе. Некоторые составляющие антифриза могут нанести значительный вред окружающей среде. Опасность заключается в токсичности гликолей и тяжелых металлов, содержащихся в средстве. Именно поэтому необходимо задуматься о дальнейшей судьбе уже отработанного средства.
В качестве базовых жидкостей антифризов используются смеси этиленгликоля, пропиленгликоля, глицерина, одноатомных спиртов и других веществ с водой. Мерой токсичности является доза — количество вещества, способное вызывать отравление или смерть. Устанавливают ее в эксперименте на лабораторных животных. Наиболее четким показателем токсичности вещества являются величины DL50 (доза, вызывающая гибель 50 % подопытных животных) или CL50 (концентрация, при воздействии которой на протяжении какого-то определенного времени погибают 50 % подопытных животных). Выделяют следующие классы токсичности по ГОСТ 12.1.007-76 «Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности» (далее — ГОСТ 12.1007-76):
- 1 класс — чрезвычайно опасные;
- 2 класс — высокоопасные;
- 3 класс — умеренно опасные;
- 4 класс — малоопасные.
«ЭП»: Какие способы утилизации антифриза существуют? Как утилизируют охлаждающую жидкость на предприятиях и простые автолюбители?
Е.В.: Как уже говорилось, антифризы опасны. Самым очевидным выходом было бы направлять средства на утилизацию в специализированные организации. К сожалению, в Беларуси не существует централизованной системы утилизации и контроля. А значит, нет и должной ответственности. Большинство компаний и автовладельцев предпочитают экономить свои средства, избавляясь от антифризов «по-простому». Казалось бы, что может произойти из-за одной вылитой канистры? Но давайте представим, что случится, если так поступит каждый. Готовы ли вы устроить семейный пикник на лужайке, где кто-то слил канистру-другую химикатов? Вряд ли. Хранить канистры использованных антифризов в гаражах и на балконах также вряд ли кому-либо придется по душе.
Участникам форума белорусского клуба Volvo в рамках соцопроса задали вопрос о том, как они утилизируют использованный антифриз. Оказалось, что подавляющее большинство (55 %) просто выбрасывают его в мусорный бак или выливают в кусты, 18 % опрошенных разбавляют вещество водой и выливают в канализацию. Столько же автолюбителей готовы передать данную заботу специалистам СТО. И совершенно никого не волнует, что же происходит дальше.
«ЭП»: Каким образом можно решить эту проблему?
Е.В.: Существует два варианта решения: разработать систему по организации и контролю данного направления на государственном уровне или позволить людям не менять своих привычек. Вопрос в том, как это сделать? Ответ: предложить им продукт, который не будет требовать специальной утилизации. В рамках пилотной инициативы «Экологическая безопасность охлаждающих жидкостей для двигателей внутреннего сгорания» было решено пойти по второму пути.
«ЭП»: В чем заключается пилотная инициатива? Почему новый антифриз не требует утилизации? Что делать с отработанным антифризом?
Е.В.: Инициатива реализуется нашей организацией и ОАО «Гомельхимторг» в рамках проекта международной технической помощи «Содействие переходу Республики Беларусь к “зеленой” экономике». Она направлена на создание на территории Гомельской области производства нового антифриза. Образцы нового продукта прошли испытания в РУП «Научнопрактический центр гигиены», в результате чего новый антифриз отнесли к малоопасным химическим композициям: согласно ГОСТ 12.1.007-76 он относится к 4 классу опасности. Отличительной особенностью является то, что он не требует утилизации и способен заменить более дорогие импортные аналоги 1 и 2 классов опасности. Во-первых, данное производство позволит повысить уровень экологической безопасности в стране. Во-вторых, уменьшит финансовую нагрузку на предприятия, ведь необходимость в утилизации отработанного антифриза отпадает.
Предлагаемый продукт не имеет аналогов на нашем рынке и рынках ближайших соседей. А технология получения экологически безопасных охлаждающих жидкостей и теплоносителей прошла лабораторные исследования Министерства здравоохранения РБ: в соответствии с протоколом исследований подконтрольных товаров на таможенной территории Таможенного союза № 0115/9103/08-02 исследуемые образцы относятся к малоопасным химическим композициям.
«ЭП»: Как будет проходить внедрение данной технологии?
Е.В.: На ОАО «Гомельхимторг» будет установлена производственная линия по выпуску экологически безопасных охлаждающих жидкостей. Планируется подготовить проектную документацию; установить оборудование для производственной линии на ОАО «Гомельхимторг» (реактор, диссольвер, точные весы, насосы, контейнеры для жидкостей и т.д.); разработать и внедрить в учебный процесс Республиканского центра повышения квалификации Минприроды обучающий курс и учебное пособие по использованию экологически безопасных охлаждающих жидкостей; обучить пилотные группы специалистов белорусских предприятий, работающих с охлаждающими жидкостями.
«ЭП»: Какие проблемы будут решены при реализации данного производства?
Е.В.: Новое производство позволит решить целый комплекс существующих проблем: не будет необходимости в создании единой системы утилизации этого вида отходов, снизятся затраты организаций и автовладельцев на утилизацию опасных веществ, решится проблема хранения использованных веществ, а также улучшится уровень экологического состояния окружающей среды.
«ЭП»: Какие дополнительные мероприятия планируются при осуществлении проекта?
Е.В.: В ближайшем будущем в рамках проекта планируется проводить информирование руководителей предприятий различных сфер деятельности о возможности использования экологически чистых охлаждающих жидкостей, которые не требуют утилизации. Также разрабатывается курс повышения квалификации для 45 специалистов, ответственных за вопросы экологии на производственных предприятиях.
«ЭП»: Какой результат ожидать от реализации данной «зеленой» инициативы?
Е.В.: При успешной реализации данной инициативы наша организация проинформирует о существующих проблемах в данной сфере достаточное количество не только специалистов, ответственных за вопросы экологии на предприятиях, но и других людей, чтобы все смогли осознать: от решений каждого из них зависит общее состояние экологии нашей страны. Также на рынке Беларуси появится продукт, не уступающий по качеству импортным аналогам и позволяющий намного упростить и обезопасить привычный уход за автомобилем.
Статья опубликована в журнале «Экология на предприятии» № 8 (62), август 2016 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.