При строительстве новых объектов на существующей территории предприятия часто возникают сложности. Например, на территории, запланированной для строительства объекта, расположена затампонированная артезианская скважина. Возникает вопрос: возможно ли строительство на ее месте зданий и сооружений и какими нормативными документами это регламентируется?
Артезианская скважина — это...
Согласно ст. 1 Водного кодекса Республики Беларусь (в ред. от 18.07.2016; далее — Водный кодекс) гидротехнические сооружения и устройства — инженерные сооружения и устройства, предназначенные для добычи (изъятия), транспортировки, обработки вод, сброса сточных вод, регулирования водных потоков, нужд судоходства, охраны вод и предотвращения вредного воздействия вод (водозаборные сооружения, каналы, плотины, дамбы, шлюзы, гидроузлы, насосные станции, водоводы, коллекторы и иные подобные инженерные сооружения и устройства); водозаборные сооружения — гидротехнические сооружения и устройства, предназначенные для добычи (изъятия) вод.
В соответствии с п. 7 ст. 1 Кодекса Республики Беларусь о недрах (в ред. от 18.07.2016; далее — Кодекс о недрах) горная выработка — полость в земной коре, образовавшаяся в результате проведения горных работ (шахта, разрез, карьер, буровая скважина, штрек, ствол, околоствольный двор и иные подобные сооружения).
Таким образом, можно сделать вывод, что артезианская скважина относится к сооружениям, предназначенным для добычи природных ресурсов и возведенным в результате проведения горных работ. Так, вопросы, связанные с проектированием, строительством и ликвидацией данных сооружений будут рассматриваться законодательством в области строительства, охраны и использования водных ресурсов, а также охраны недр.
Ликвидация сооружений: обязанность, требования и правила проведения
В соответствии со ст. 25 Водного кодекса проектирование, возведение и ликвидация поверхностных водных объектов, в том числе обводненных карьеров и прудовкопаней, расположенных в границах земельных участков, предоставленных в установленном порядке юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также объектов, оказывающих воздействие на водные объекты, осуществляются на основании проектной документации, утвержденной в установленном порядке.
Законодательством в области охраны водных ресурсов предусмотрена обязанность ликвидации не подлежащих дальнейшему использованию гидротехнических сооружений и устройств:
собственниками водохозяйственных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений и устройств согласно п. 5 ст. 45 Водного кодекса;
водопользователями данных сооружений в соответствии с п. 2.6 ст. 37 Водного кодекса.
Ликвидация горных предприятий, горных выработок и других подземных сооружений проводится в соответствии с требованиями ст. 74 Кодекса о недрах.
Ликвидация указанных сооружений является обязательной
- при создании угрозы жизни, здоровью населения, причинении ущерба имуществу граждан и юридических лиц, вреда окружающей среде;
- в связи с полным извлечением полезных ископаемых;
- при технологической невозможности или экономической нецелесообразности дальнейшего их использования (извлечения).
При ликвидации горных предприятий (горных выработок, подземных сооружений) должны быть:
- заполнены горной породой провалы, воронки, выемки, промоины, траншеи и иные углубления, образовавшиеся при проведении горных работ, заделаны трещины, устья буровых скважин большого диаметра;
- засыпаны горной породой до уровня земной поверхности вертикальные шахтные стволы, а также наклонные стволы и шурфы с углом наклона более 45 градусов с неудовлетворительной крепью, пройденные в неустойчивых породах, или изолированы прочными полками стволы с удовлетворительной крепью, пройденные в крепких вмещающих породах, и засыпкой пространства между полками;
- оценена возможность образования провалов над горными выработками, расположенными на малых глубинах, и приняты меры по предотвращению или снижению негативных последствий образования провалов;
- возведены прочные ограждения высотой не менее 2,5 м и сооружены водоотводные канавы вокруг ликвидированных шахтных стволов;
- определены границы зон выделения газов и степень их опасности при ликвидации горных предприятий, связанных с эксплуатацией подземных сооружений для хранения природного газа;
- предусмотрены меры, обеспечивающие контроль за выделением газов, защиту от проникновения их в наземные здания, сооружения и иные объекты.
Правила проведения ликвидационного тампонажа артезианских скважин определены в ТКП 17.04-21-2010 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Недра. Правила проектирования, сооружения (строительства), ликвидации и консервации буровых скважин различного назначения (за исключением нефтяных и газовых)» (далее — ТКП 17.04-21-2010).
В соответствии с п. 7.1.4 ТКП 17.04-21-2010 ликвидация буровых скважин производится в соответствии с проектом ликвидации, в котором учитываются геологическое строение района, конструкции и техническое состояние скважин. Согласно п. 7.1.5 ТКП 17.04-21-2010 проекты ликвидации буровых скважин разрабатываются и утверждаются недропользователем по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее —Минприроды), а также местными исполнительными и распорядительными органами, на территории которых расположена буровая скважина.
Ликвидация буровых скважин для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, выполнивших свое назначение и непригодных к дальнейшей эксплуатации, осуществляется согласно индивидуальному проекту ликвидации по согласованию с местными исполнительными органами и территориальными органами Минприроды.
Индивидуальный проект ликвидации буровой скважины для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения разрабатывается с учетом конкретного геологического разреза и технического состояния буровой скважины по индивидуальному плану ликвидационного тампонирования. Неиспользуемые длительный срок, засоренные или заиленные буровые скважины перед тампонажем прорабатывают буровым инструментом и проводят ряд мероприятий для тампонажа скважины (нагнетают дезинфицирующий раствор; засыпают песок, глину, трамбуют их; заливают цементным раствором, а потом глинистым; устанавливают деревянную пробку, затем опять заливают глиной или цементом). После этих мероприятий устье буровой скважины засыпается грунтом с последующей рекультивацией земельного участка.
Кто разрешает строительство?
Порядок утверждения проектной документации определяется Законом Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» (в ред. от 18.07.2016), согласно которому разработка градостроительной и проектной документации, застройка населенных пунктов, строительство объектов должны осуществляться с соблюдением требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, обеспечения безопасности территорий и их защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в области общественной безопасности, обороны, в том числе гражданской обороны, и с соблюдением санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, требований других технических нормативных правовых актов.
Местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции:
-
решают вопросы размещения объектов на соответствующей территории, осуществляют выдачу разрешительной документации;
-
обеспечивают на соответствующей территории соблюдение законодательства, в том числе в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
При разработке градостроительной документации используются сведения государственных кадастров, регистров и иных информационных систем, схемы национальной экологической сети, а также данные фондов материалов инженерных изысканий для строительства, материалы специальных исследований, проводимых разработчиком градостроительной документации, другие сведения, представляемые заказчиком, застройщиком, иными физическими и юридическими лицами.
В любом случае вопрос о возможности строительства сооружений на месте тампонажа артезианской скважины должен решаться местными исполнительными и распорядительными органами.
Выводы:
1. В действующих на данный момент нормативных правовых актах не содержится прямого запрета на строительство зданий, сооружений на месте затампонированной скважины.
2. Вопросы размещения объектов строительства решаются местными исполнительными и распорядительными органами, указанные органы участвуют и в утверждении проектов ликвидационного тампонажа (т.е. местные распорядительные и исполнительные органы должны обладать необходимой информацией о наличии на территориях, предполагаемых к застройке, затампонированных скважин).
3. Существующие требования к ликвидационному тампонажу позволяют ликвидировать артезианскую скважину фактически не оставляя следов о ее наличии (ствол скважины заливается и засыпается, участок рекультивируется). Таким образом, при предпроектных изысканиях и при проектировании, а также при ликвидации подземных сооружений необходимо предпринять полный комплекс мер по охране и защите недр в соответствии с Кодексом о недрах.
Статья опубликована в журнале «Экология на предприятии» № 1 (67), январь 2017 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.