№ 2, февраль 2017

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»
eneca.by

Изношенные шины: проблемы и пути решения их утилизации в Республике Беларусь

Рубрика «Особое мнение»

С.В. Плышевский, доцент, кандидат технических наук, А.Л. Ковш, генеральный директор ООО «РУМБ»

Изношенные шины представляют собой один из крупнотоннажных видов отходов, которые не подвергаются естественному разложению и требуют утилизации.

Стремительный прогресс человечества в создании комфортности жизни тянет за собой шлейф негативных последствий, выражающихся в загрязнении окружающей среды. Одной из комфортных сторон жизни является широкое использование автомобильного транспорта, численность которого на планете непрерывно растет. Автомобильный транспорт играет важную роль в техническом прогрессе. На его долю в Республике Беларусь приходится около 75 % всего объема перевозок.

По последним данным в нашей республике количество механических транспортных средств превысило 4 млн, в т.ч. легковых автомобилей около 3 млн. Помимо того, что при их эксплуатации происходят выбросы вредных газов, пыли (в результате износа одной автомобильной шины образуется 1,14 кг/год пыли), остро стоит проблема утилизации изношенных автомобильных шин, которых ежегодно образуется в стране более 65 тыс. тонн, а о количестве накопившихся и находящихся на свалках шин никто не имеет точного представления. Можно лишь предположить по динамике роста численности автомобилей и доли переработки их в республике, что их число за последние двадцать лет приблизилось к миллиону тонн.

Проблемы утилизации изношенных шин в Республике Беларусь и их решение

Серьезное внимание к проблеме утилизации накапливающихся изношенных шин в республике было обращено в начале прошлого десятилетия:

  • создано производство по утилизации и переработке автопокрышек с получением резиновой крошки и различных изделий из нее (с 2004 г. на базе гродненского НПП «Экологическая Альтернатива» заработало новое производство мощностью 5 тыс. тонн в год);
  • начали сжигание шин в цементной вращающейся печи мокрого способа обжига клинкера, заменяя при этом до 10 % природного газа (с 2007 г. на ОАО «Красносельскстройматериалы»);
  • внедрена технология сжигания шин в печи сухого способа обжига клинкера (с 2008 г. в ОАО «Белорусский цементный завод»).

Однако объемы утилизации шин были недостаточными (в 2008 г. было утилизировано только 17,9 тыс. тонн, а образовалось 35 тыс. тонн).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 2 (68), февраль 2017 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.