№ 6, июнь 2017

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Как признать дерево опасным?

Рубрика «Растительный мир»

Г.Н. Ерилин, сотрудник ООО «Центр экономических проектов»

С 01.01.2017 вступили в силу изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь от 14.06.2003 № 205-З «О растительном мире», согласно которым введено понятие «опасные деревья»[1]. В статье рассмотрим вопросы, которые могут возникнуть с введением данного понятия.


Какие деревья являются опасными?


Основные термины в области обращения с объектами растительного мира определены в Законе Республики Беларусь от 14.06.2003 № 205-З «О растительном мире» (в ред. от 18.07.2016; далее — Закон № 205-З). Согласно Закону № 205-З опасные деревья — деревья, упавшие или создающие своим вероятным падением угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц. К опасным деревьям относят:

  • сухостойные деревья;
  • деревья, пораженные стволовой гнилью;
  • деревья, имеющие иные значительные повреждения ствола и (или) корневой системы;
  • деревья, зависшие на других деревьях;
  • деревья, наклоненные в сторону зданий, сооружений, когда радиус возможного падения таких деревьев превышает безопасное расстояние до этих зданий, сооружений.

Кто признает  дерево опасным? Что делать с опасными деревьями?


Дерево, признанное опасным, подлежит удалению при наличии заключения о признании дерева опасным[2]. При этом разрешение на удаление данного объекта растительного мира получать не требуется.

Заключение о признании дерева опасным выдается:

  • юридическим лицом в области озеленения, уполномоченным местным исполнительным и распорядительным органом;
  • юридическим лицом, ведущим лесное хозяйство (в случае отсутствия юридических лиц в области озеленения в данном регионе).

Кто должен обращаться в соответствующие организации, чтобы признать дерево опасным?


Юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся пользователями земельных участков, в границах которых произрастают деревья, подпадающие под описание опасных, для получения заключения о признании дерева опасным самостоятельно обращаются к юридическому лицу в области озеленения или юридическому лицу, ведущему лесное хозяйство. Запрос можно оформить в виде письма о возможности признания дерева опасным и получения заключения.


Как проводится натурный осмотр дерева для признания его опасным, какие документы должны быть оформлены?


Юридическое лицо в области озеленения (юридическое лицо, ведущее лесное хозяйство) не позднее рабочего дня, следующего за днем обращения о получении заключения о признании дерева опасным, в присутствии пользователя земельного участка либо лица, им уполномоченного, проводит осмотр дерева и при наличии оснований для признания его опасным:

  • на месте оформляет соответствующее заключение и схему расположения опасного дерева;
  • осуществляет его фотосъемку (на фотоматериалах должны быть представлены общий вид опасного дерева и признаки его опасности).

Заключение о признании дерева опасным и схема расположения опасного дерева оформляются в двух экземплярах, один из которых передается пользователю земельного участка либо лицу, им уполномоченному, второй хранится у лица, их выдавшего, с фотоматериалами на бумажном и электронном носителях.

Копии заключения о признании дерева опасным и схемы расположения опасного дерева в день их оформления направляются лицом, выдавшим эти документы, в местный исполнительный и распорядительный орган.


Кто может выступать в роли юридических лиц в области озеленения?


Данные юридические лица определяются решением местного исполнительного комитета. Как правило, это юридическое лицо, по своему профилю занимающееся озеленением конкретного населенного пункта (зеленхоз, зеленстрой, ЖКХ и т.п.).

При отсутствии такой организации в его роли может выступать юридическое лицо, ведущее лесное хозяйство (лесхоз), а в отношении придорожных насаждений уполномоченной организацией выступает организация государственного дорожного хозяйства.


Играет ли какую-либо роль общественность в определении опасности дерева?


При признании дерева опасным общественность не участвует.

В соответствии с Положением о порядке выдачи разрешений на удаление объектов растительного мира и разрешений на пересадку объектов растительного мира[3] при планируемом удалении деревьев, кустарников в населенных пунктах местный исполнительный и распорядительный орган в течение 10 календарных дней со дня получения от уполномоченной организации заключения обеспечивает проведение общественного обсуждения проекта решения о выдаче разрешения на удаление (далее — общественное обсуждение). Порядок проведения общественных обсуждений определяется при удалении объектов растительного мира на основании разрешения на удаление, а не на основании заключения о признании дерева опасным.

То есть при признании дерева опасным и получении соответствующего заключения общественные обсуждения не проводятся.


При удалении опасных деревьев осуществляются ли компенсационные мероприятия?


В соответствии со ст. 37-1 Закона № 205-З компенсационные посадки либо компенсационные выплаты стоимости удаляемых объектов растительного мира осуществляются при удалении объектов растительного мира в случаях, когда:

  • производится строительство;
  • объекты растительного мира препятствуют эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, за исключением случаев нарушения требований санитарных норм и правил, гигиенических нормативов в части инсоляции и освещенности зданий, сооружений и иных объектов, подтвержденных заключением центра гигиены и эпидемиологии;
  • удаляются деревья, кустарники, произрастающие в противоэрозионных и придорожных насаждениях, а также отдельные ценные деревья (деревья бука, вяза (ильма, береста), граба, дуба черешчатого, дугласии (псевдотсуги), кедра, клена остролистного, липы, ясеня обыкновенного с диаметром ствола более 12 сантиметров на высоте 1,3 метра, березы карельской);
  • удаляются объекты растительного мира, в отношении которых установлены ограничения или запреты.

То есть в случае удаления опасных деревьев осуществление каких-либо компенсаций не предусмотрено.

[1] См.: Ильчишина А.В. Как будем охранять, использовать и защищать объекты растительного мира в 2017 году: изменения в законодательстве // Экология на предприятии. 2016. № 10. С. 25–32.

[2] В соответствии со ст. 37 Закона № 205-З.

[3] Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.10.2011 № 1426 «О некоторых вопросах обращения с объектами растительного мира» (в ред. от 14.12.2016).

Статья опубликована в журнале «Экология на предприятии» № 6 (72), июнь 2017 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.