№ 1, январь 2018

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»
eneca.by

Проведение общественных обсуждений при разработке раздела «Оценка воздействия на окружающую среду»

Рубрика «Разбираем ситуацию»

Е. В. Синица, начальник отдела экологии ОДО «ЭНЭКА»

Помимо разработки разделов проектной документации «Охрана окружающей среды» и «Экологический паспорт проекта» в особых случаях требуется разработка раздела «Оценка воздействия на окружающую среду» (далее — отчет об ОВОС).

Перечень объектов, для которых проводится оценка воздействия на окружающую среду (далее — ОВОС), приведен в ст. 7 Закона Республики Беларусь от 18.07.2016 № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» (далее — Закон № 399-З).

Словарь

ОВОС — определение при разработке предпроектной (предынвестиционной), проектной документации возможного воздействия на окружающую среду при реализации проектных решений, предполагаемых изменений окружающей среды, прогнозирование ее состояния в будущем в целях принятия решения о возможности или невозможности реализации проектных решений, а также определение необходимых мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

Отчет об ОВОС — документ, содержащий сведения о результатах проведенной оценки воздействия на окружающую среду, а также об источниках и видах воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, о проектных решениях и мероприятиях по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

В отчете об ОВОС отражаются результаты оценки воздействия на окружающей среду, проведенной специалистом-экологом при разработке предпроектной (предынвестиционной), проектной документации.

Пункт 7 главы 2 Положения о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду, требованиях к составу отчета об оценке воздействия на окружающую среду, требованиях к специалистам, осуществляющим проведение оценки воздействия на окружающую среду[1], предусматривает следующие этапы ОВОС.

  • разработка и утверждение программы проведения ОВОС;
  • проведение ОВОС;
  • проведение международных процедур в случае возможного трансграничного воздействия планируемой деятельности;
  • разработка отчета об ОВОС;
  • проведение общественных обсуждений отчета об ОВОС, в том числе в случае возможного трансграничного воздействия планируемой деятельности с участием затрагиваемых сторон (при подтверждении участия);
  • в случае возможного трансграничного воздействия планируемой деятельности проведение консультаций с затрагиваемыми сторонами по полученным от них замечаниям и предложениям по отчету об ОВОС;
  • доработка отчета об ОВОС, в том числе по замечаниям и предложениям, поступившим в ходе проведения общественных обсуждений отчета об ОВОС и от затрагиваемых сторон, в случаях, предусмотренных п. 7 главы 2 Положения № 47;
  • утверждение отчета об ОВОС заказчиком с условиями для проектирования объекта в целях обеспечения экологической безопасности планируемой деятельности;
  • представление на государственную экологическую экспертизу разработанной проектной документации по планируемой деятельности с учетом условий для проектирования объекта в целях обеспечения экологической безопасности планируемой деятельности, определенных при проведении ОВОС, а также утвержденного отчета об ОВОС, материалов общественных обсуждений отчета об ОВОС с учетом международных процедур (в случае возможного трансграничного воздействия планируемой деятельности);
  • представление в случае возможного трансграничного воздействия планируемой деятельности в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды утвержденного отчета об ОВОС, а также материалов, указанных в части второй пункта 23 Положения № 47, и принятого в отношении планируемой деятельности решения для информирования затрагиваемых сторон.

Порядок проведения общественных обсуждения отчета об ОВОС установлен главой 5 Положения о порядке организации и проведения общественных обсуждений проектов экологически значимых решений, экологических докладов по стратегической экологической оценке, отчетов об оценке воздействия на окружающую среду, учета принятых экологически значимых решений[2].

Кто организует общественные обсуждения?

Организаторами общественных обсуждений по отчетам об ОВОС выступают местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы административно-территориальных единиц, на территории которых планируется реализация хозяйственной и иной деятельности и территории которых затрагиваются в результате ее реализации, совместно с заказчиком планируемой хозяйственной и иной деятельности.

То есть организуют общественные обсуждения по отчету об ОВОС:

  • заказчик планируемой хозяйственной и иной деятельности (далее — Заказчик), то есть инициатор планируемой деятельности;
  • территориальный исполнительный комитет (исполком района размещения проектируемого объекта). Если проектируемый объект располагается на территории не одного, а нескольких районов, в общественных обсуждениях принимают участия исполкомы всех районов, на территории которых размещается объект, однако при условии, что проектируемый объект во всех районах подлежит разработке отчета об ОВОС.

Ситуация

Проект предусматривает прокладку газопровода на территории трех районов. На территории двух районов газопровод прокладывается по охранной зоне природоохранной территории, в третьем районе газопровод будет размещен на территории, не являющейся природоохранной территорией или ее охранной зоной.

Согласно п. 1.32 статьи 7 Закона № 399-З для объектов, планируемых к строительству в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий, требуется разработка отчета об ОВОС. Следовательно, общественные обсуждения для проектируемого объекта необходимо проводить в двух районах, в которых проектируемый объект размещается на территории охранной зоны природоохранной территории.

Как проходят общественные обсуждения?

Процедура общественных обсуждения отчета об ОВОС состоит из следующих этапов:

1. Заказчик информирует местный исполнительный комитет о необходимости проведения общественных обсуждений отчета об ОВОС. Для этого заказчику необходимо предоставить в исполком отчет об ОВОС в бумажном и электронном виде, а также заявление с просьбой проведения общественных обсуждений.

2. Исполнительный комитет в соответствии с законодательством создает комиссию по подготовке и проведению общественных обсуждений отчета об ОВОС, определяют ее персональный состав и назначают председателя комиссии из числа заместителей председателя соответствующего местного исполкома;

3. Не менее, чем через три рабочих дня со дня создания комиссии по подготовке и проведению общественных обсуждений исполком уведомляет граждан и юридических лиц о начале общественных обсуждений посредством публикации в печатных средствах массовой информации за счет средств Заказчика, а также размещения уведомления на официальном сайте соответствующего исполкома в сети Интернет в разделе «Общественные обсуждения».

Какая информация должна содержаться в уведомлении о проведении общественных обсуждений отчета об ОВОС?

Уведомление о проведении общественных обсуждений отчета об ОВОС в обязательном порядке должно содержать в полном объеме информацию, приведенную в п. 45 главы 5 Положения № 458:

  • информацию о заказчике планируемой хозяйственной и иной деятельности (наименование, юридический, почтовый и электронный адреса, номера телефона и факса);
  • обоснование необходимости и описание планируемой хозяйственной и иной деятельности;
  • информацию о принимаемом в отношении хозяйственной и иной деятельности решении и государственном органе, ответственном за принятие такого решения;
  • информацию о месте размещения планируемой хозяйственной и иной деятельности;
  • сроки реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности;
  • сроки проведения общественных обсуждений и направления замечаний и предложений по отчету об ОВОС с указанием даты начала и окончания общественных обсуждений;
  • информацию о том, где можно ознакомиться с отчетом об ОВОС и куда направлять замечания и предложения по отчету об ОВОС (наименование, почтовый адрес, адрес сайта в сети Интернет, фамилия, собственное имя, отчество (при наличии), должность контактного лица, номера телефона и факса, электронный адрес);
  • информацию о местном исполнительном и распорядительном органе, ответственном за принятие решения в отношении хозяйственной и иной деятельности (наименование, почтовый адрес, адрес сайта в сети Интернет, номера телефона и факса, электронный адрес);
  • сроки и порядок направления заявления о необходимости проведения собрания по обсуждению отчета об ОВОС и заявления о намерении проведения общественной экологической экспертизы;
  • место и дату опубликования уведомления (Пример 1).

Пример. Уведомление о проведении общественных обсуждений отчета об ОВОС

 

УВЕДОМЛЕНИЕ

о проведении общественных обсуждений отчета об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) по объекту «Строительство биогазового комплекса на территории ОАО «Водоканал»»

 

Заказчик планируемой деятельности: Открытое акционерное общество «Водоканал»

Юридический адрес: 231800, г. Пинск, ул. Ершова, 15

Почтовый адрес: 231800, г. Пинск, ул. Ершова, 15

Электронный адрес: vodocanal@tut.by

Телефон: +375 (1562) 6-00-00

Факс: +375 (1562) 6-00-00

Обоснование необходимости планируемой деятельности:

Целью проекта является извлечение комбинированной электрической и тепловой энергии из биологического осадка, содержащегося в канализационных стоках, по технологии анаэробного сбраживания с производством биогаза, предназначенного для дальнейшего его сжигания в устанавливаемых газопоршневых агрегатах, что позволит сократить количество закупаемой электрической и тепловой энергии для нужд предприятия.

Описание планируемой деятельности:

Строительство биогазового комплекса с общей производительностью по сбраживанию 150 м3/сут. осадка, включая строительство комплекса сооружений по стабилизации осадка (метантенки), сооружений по использованию биогаза в теплоэнергетическом хозяйстве очистных сооружений канализации.

Информация о принимаемом в отношении хозяйственной и иной деятельности решении и государственном органе, ответственном за принятие такого решения: Решение о разрешении проектирования и строительства объекта принято Пинским районным исполнительным комитетом (решение № 115 от 05.05.2017).

Место размещения планируемой деятельности:

Проектируемое производство будет размещаться на территории существующего предприятия ОАО «Водоканал» по адресу: г. Пинск, ул. Ершова, 15.

Сроки реализации планируемой деятельности:

Реализация инвестиционного проекта — 2019 г. Срок эксплуатации — более 35 лет.

Сроки проведения общественных обсуждений и направления замечаний и предложений по отчету об ОВОС: с 11.10.2017 по 09.11.2017.

С документацией по ОВОС можно ознакомиться:

– На официальном интернет-сайте Пинского районного исполнительного комитета http://pinsk.gov.by/ru/ (231800, г. Пинск, ул. Красноармейская, 40), контактное лицо — заместитель начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства Иванов Николай Степанович, тел. +375 (1562) 0-00-00, факс +375 (1562) 0-00-00, электронный адрес: ispolkom@tut.by.

– В ОДО «ЭНЭКА» (220125, г. Минск, пр-т Независимости, 177-1, www.eneca.by), контактное лицо — начальник отдела «Экология» Синица Елена Владимировна, тел. +375 (17) 393-27-88, факс +375 (17) 393-27-94, электронный адрес: uso-lena@yandex.ru.

В ОАО «Водоканал» (231800, г. Пинск, ул. Ершова, 15, http://www.vodokanal.by), контактное лицо — начальник отдела природопользования Петрова Елена Ивановна, тел. +375 (44) 750-00-00, факс +375 (1562) 0-00-00, электронный адрес: vodocanal@tut.by.

Замечания и предложения по отчету об ОВОС в течение объявленного срока

(с 11.10.2017 по 09.11.2017) можно направлять:

– В Пинский районный исполнительный комитет (231800, г. Пинск, ул. Красноармейская, 40, http://pinsk.gov.by/ru/), контактное лицо – заместитель начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства Иванов Николай Степанович, тел. 8 (01562) 0-00-00, факс 8 (01562) 0-00-00, электронный адрес: ispolkom@tut.by.

– В ОДО «ЭНЭКА» (220125, г. Минск, пр-т Независимости, 177-1, www.eneca.by), контактное лицо – начальник отдела «Экология» Синица Елена Владимировна, тел. 8 (017) 393-27-88, факс 8(017) 393-27-94, электронный адрес: uso-lena@yandex.ru.

– В ОАО «Водоканал» (231800, г. Пинск, ул. Ершова, 15, http://www.vodokanal.by), контактное лицо – начальник отдела природопользования Петрова Елена Ивановна, тел. +375 (44) 750-00-00, факс +375 (1562) 0-00-00, электронный адрес: vodocanal@tut.by.

Орган, ответственный за принятие решения в отношении хозяйственной деятельности: Пинский районный исполнительный комитет (231800, г. Пинск, ул. Красноармейская, 40, http://pinsk.gov.by/ru/,  тел. +375 (1562) 00000, факс: +375 (1562) 0-00-00, электронный адрес: ispolkom@mail.grodno.by).

Заявление о необходимости проведения общественных слушаний (собрания) можно направить: в Пинский районный исполнительный комитет по адресу: 231800, г. Пинск, ул. Красноармейская, 40 в срок до 24.10.2017. В случае наличия заявления от общественности о необходимости проведения собрания по обсуждению отчета об ОВОС, дата и место его проведения будут сообщены позднее.

Заявление о намерении проведения общественной экологической экспертизы можно направить: в ОАО «Водоканал» по адресу: 231800, г. Пинск, ул. Ершова, 15 в срок до 24.10.2017.

Заявления, поданные после указанных сроков, рассматриваться не будут.

Место и дата опубликования уведомления:

Уведомления о проведении общественных обсуждений размещены:

  • в электронном виде — на сайте Пинского районного исполнительного комитета http://pinsk.gov.by/ru/  с 11.10.2017;
  • в электронном виде — на сайте ОАО «Водоканал» http://www.vodokanal.by в разделе «Общественные обсуждения» с 11.10.2017;

в печатных средствах массовой информации — в газете «Пiнскi веснiк» № 100 от 11.10.2017.

 


Какие сроки установлены для проведения обсуждений?

Сроки проведения общественных обсуждений, а также сроки подачи заявлений о необходимости проведения собрания или о намерении проведения общественной экологической экспертизы должны приниматься строго в соответствии с Положением № 458 и Положения о порядке проведения общественной экологической экспертизы[1] :

  • срок общественных обсуждений отчетов об ОВОС должен быть не менее тридцати календарных дней (п. 5 главы 1 Постановления № 458). В уведомлении о проведении общественных обсуждений указываются дата начала общественных обсуждений, и дата их окончания;
  • срок подачи заявления гражданами и юридическими лицами о необходимости проведения собрания по обсуждению отчета об ОВОС составляет десять рабочих дней с даты начала общественных обсуждений (п. 47 главы 5 Постановления № 458). Заявление о необходимости проведения собрания направляется в исполнительный комитет;
  • срок подачи заявления о намерении проведения общественной экспертизы составляет десять рабочих дней со дня опубликования в средствах массовой информации уведомления об общественных обсуждениях (п. 6 главы 2 Постановления № 1592). Заявление о намерении проведения общественной экспертизы направляется Заказчику.

Обратите внимание

Если граждане и юридические лица в течение десяти рабочих дней с даты начала общественных обсуждений отчета об ОВОС заявили о необходимости проведения собрания по обсуждению отчета об ОВОС, это собрание может быть назначено не ранее чем через двадцать пять календарных дней с даты начала общественных обсуждений и не позднее дня их завершения (п. 47 главы 5 Постановления № 458).

Как проводится общественная экологическая экспертиза?

Порядок проведения общественной экологической экспертизы установлен Положением № 1592.

Общественную экологическую экспертизу проводят независимые специалисты, обладающие специальными знаниями в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также в определенных областях науки, техники и иных сферах деятельности.

Для проведения общественной экологической экспертизы проектной документации инициаторы в течение десяти рабочих дней со дня опубликования в средствах массовой информации уведомления об общественных обсуждениях направляют заказчику заявление о намерении проведения общественной экологической экспертизы.

Заказчик обеспечивает представление инициаторам проектной документации на общественную экологическую экспертизу в том же составе, что и для проведения государственной экологической экспертизы, за исключением информации, распространение и (или) представление которой ограничено или запрещено законодательством, в срок не позднее 20 рабочих дней со дня поступления заявления.

Срок проведения общественной экологической экспертизы не должен превышать одного месяца со дня представления заказчиком инициаторам проектной документации.

Результаты общественной экологической экспертизы оформляются специалистами в виде заключения общественной экологической экспертизы по проектной документации.

Заключение носит рекомендательный характер, прилагается к проектной документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу, и рассматривается организацией, уполномоченной ее проводить, при подготовке заключения государственной экологической экспертизы.

То есть заключение общественной экологической экспертизы также может повлиять на результаты проведения государственной экологической экспертизы.

Как проводится собрание по обсуждению отчета об ОВОС?

Процедура проведения собрания по обсуждению отчета об ОВОС установлена п. 48 главы 5 Положения № 458 и включает:

  • регистрацию участников собрания;
  • выступление представителя заказчика планируемой хозяйственной и иной деятельности (устный доклад или презентация);
  • выступление представителей проектных организаций (презентация);
  • поступление от участников собрания вопросов, замечаний и предложений в устной или письменной форме и ответы на них;
  • выступление граждан и юридических лиц;
  • ведение протокола проведения собрания.

Если во время собрания участники собрания не могут получить ответы на поставленные вопросы, ответы направляются на указанный при регистрации почтовый либо электронный адрес в течение десяти календарных дней со дня проведения данного собрания.

По результатам проведения собрания по обсуждению отчета об ОВОС в течение пяти рабочих дней со дня его проведения оформляется протокол проведения собрания, который включает перечень вопросов, замечаний и предложений, поступивших в ходе проведения собрания, аргументированные ответы на них с указанием общего количества участников собрания. Протокол подписывается членами комиссии по подготовке и проведению общественных обсуждений отчета об ОВОС и утверждается ее председателем. Этот документ предоставляется на государственную экологическую экспертизу.

Как оформлять результаты общественных обсуждений?

По результатам общественных обсуждений отчета об ОВОС в течение десяти рабочих дней со дня их завершения оформляется протокол общественных обсуждений с указанием количества участников общественных обсуждений, выводов и предложений комиссии по подготовке и проведению общественных обсуждений отчета об ОВОС. Протокол, подписанный членами комиссии и утвержденный ее председателем, размещается на официальном сайте организатора общественных обсуждений в сети Интернет в разделе «Общественные обсуждения».

К протоколу прилагается сводка отзывов, которую готовит Заказчик или уполномоченная им проектная организация. Сводка размещается на официальном сайте организатора общественных обсуждений в сети Интернет в разделе «Общественные обсуждения». В сводку включаются замечания и предложения по отчету об ОВОС, поступившие в ходе общественных обсуждений в соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы, Заказчику и в проектные организации, указанные в уведомлении о проведении общественных обсуждений отчета об ОВОС, а также аргументированные ответы на них.

По результатам общественных обсуждений отчета об ОВОС Заказчик и проектные организации вырабатывают согласованное решение о возможности и целесообразности реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности на предполагаемой территории. Учитываются экологические и связанные с ними социально-экономические и иные последствия ее реализации.

Когда разрешается не проводить обсуждения?

В некоторых случаях разрешается не проводить процедуру общественных обсуждений по объектам, указанным в ст. 7 Закона № 399-З. Статья 15 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды»[1] относит к ним:

  • проекты, связанные со строительством и эксплуатацией оборонных объектов, объектов военной инфраструктуры;
  • проекты, связанные со строительством и эксплуатацией объектов, сведения о которых отнесены к государственным секретам;
  • проекты в отношении иных объектов в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь.

Важно

Процедура общественных обсуждений должна проводиться строго в соответствии с законодательством Республики Беларусь, действующим на момент разработки отчета об ОВОС.

Отклонение от требований законодательства приведет к необходимости повторной организации всей процедуры общественных обсуждений, и, как следствие, несвоевременному согласованию проектируемого объекта в Государственном учреждении образования «Республиканский центр государственной экологической экспертизы и повышения квалификации руководящих работников и специалистов» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Резюме

  1. Общественные обсуждения по отчету по ОВОС организовываются территориальным исполнительным комитетом и заказчиком планируемой деятельности.
  2. Общественные обсуждения отчетов об ОВОС должны длиться не менее тридцати календарных дней.
  3. Подать заявление о необходимости проведения собрания по обсуждению отчета об ОВОС можно в течение 10 рабочих дней с даты начала общественных обсуждений.
  4. По результатам проведения общественных обсуждений оформляется протокол и сводка отзывов.
  5. Для согласования раздела «Оценка воздействия на окружающую среду» в государственной экологической экспертизе к отчету об ОВОС прилагаются материалы по общественным обсуждениям, а именно: копию решения исполкома о создании комиссии, копию уведомления о проведении общественных обсуждений, копию протокола и сводки отзывов по результатам общественных обсуждений.
 

[1] В ред. от 17.07.2017.

[1]Утверждено постановлением Совета Министров от 29.10.2010 № 1592; далее — Положение № 1592.

[1] Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.01.2017 № 47 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 18 июля 2016 года «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» (далее — Положение № 47).

[2] Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2016 № 458; в ред. от 19.01.2017 (далее — Положение  № 458).

Статья опубликована в журнале «Экология на предприятии» № 1 (79), январь 2018 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.