№ 11, ноябрь 2018

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Мобильные установки по использованию отходов: что необходимо для регистрации в реестре объектов по использованию отходов?

Рубрика «Проектировщику»

Д.О. Комаров, старший научный сотрудник РУП «БелНИЦ «Экология», эксперт-аудитор СУОС, В.В. Ходин, старший научный сотрудник РУП «БелНИЦ «Экология», эксперт-аудитор СУОС

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТХОДОВ: СТРАТЕГИЯ РОСТА

В Стратегии в области охраны окружающей среды Республики Беларусь на период до 2025 года1 установлено, что одним из направлений решения задачи по уменьшению объемов образования отходов, их максимальному вовлечению в гражданский оборот в качестве вторичного сырья и предотвращению вредного воздействия отходов на окружающую среду является достижение уровня использования отходов производства (без учета крупнотоннажных) не менее 85 процентов от объема их образования (п. 2.2.).

Сегодня в Беларуси наблюдается активное формирование рынка продукции и услуг в сфере переработки отходов. Производственный процесс, предполагающий использование отходов, может быть организован на стационарной основе либо в виде мобильного участка (мобильной установки).

Мобильные установки по использованию отходов имеют ряд преимуществ перед стационарными объектами:

  • возможность перерабатывать отходы по месту их образования, что позволяет существенно снизить затраты на транспортировку и погрузку-разгрузку отходов;
  • невысокая стоимость, т.к. мобильное оборудование дешевле стационарного;
  • возможность постоянно обновлять оборудование: сегмент рынка оборудования для переработки отходов динамично развивается, постоянно предлагая все более совершенные и производительные машины и оборудование.

Мобильный объект по использованию отходов необходимо зарегистрировать в реестре объектов по использованию отходов (п. 3 ст. 28 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»2), что в свою очередь влечет необходимость прохождения государственной экологической экспертизы (п. 1.6 ст. 5 Закона Республики Беларусь от 18.07.2016 № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду»).

Существует несколько вариантов формирования пакетов документов. Рассмотрим каждый из них.

ВАРИАНТ 1. ПАКЕТ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЭКСПЕРТИЗЫ УСТАНОВКИ, ЕСЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ УЖЕ ДЕЙСТВУЮТ ПРОШЕДШИЕ ЭКСПЕРТИЗУ ТУ

На основании Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы, в том числе требованиях к составу документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу, заключению государственной экологической экспертизы, порядку его утверждения и (или) отмены, особых условиях реализации проектных решений, а также требованиях к специалистам, осуществляющим проведение государственной экологической экспертизы3, и п. 3.9 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей4, для прохождения экологической экспертизы по документации на мобильные установки по использованию и обезвреживанию отходов, а также на мобильные установки для производства продукции требуются следующие документы:

  • заявка.

❗Форму заявки на экспертные услуги вместе с типовым договором можно скачать на сайте Государственного учреждения образования «Республиканский центр государственной экологической экспертизы и повышения квалификации руководящих работников и специалистов» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (см.: goo.gl/ahUXCa);

  • проектная (конструкторская) документация на мобильные установки по использованию и (или) обезвреживанию отходов, и (или) подготовке отходов к использованию, а также на мобильные установки для производства продукции.

❗ На бумажном и электронном носителях;

  • пояснительная записка с описанием установки и принципа ее действия, обоснование принятых решений с учетом требований экологической безопасности при эксплуатации мобильных установок, обеспечивающих защиту жизни и здоровья человека, охрану окружающей среды, с ограничениями в их использовании и установленными уровнями безопасных физических и химических факторов вредного воздействия.

❗ Может разработать сам производитель;

  • чертеж общего вида установки.

❗ Чертеж берется из проектной документации;

  • документы о результатах научно-исследовательских, и (или) опытно-конструкторских, и (или) опытно-технологических работ.

❗ Должна разрабатывать научная организация, имеющая соответствующую лицензию на данный вид деятельности;

  • документы по результатам государственной научной экспертизы, государственной научно-технической экспертизы, ведомственной научно-технической экспертизы (в случае обязательности их проведения);
  • руководство (инструкция) по эксплуатации;
  • технические нормативные правовые акты (при наличии);
  • технические условия (копия);
  • раздел проектной документации «Охрана окружающей среды».

❗На бумажном и электронном носителях. Этот раздел могут разрабатывать лица, прошедшие обучение и имеющие сертификат квалификации, или организации, имеющие в своем штате сотрудников с такой квалификацией;

  • документ, подтверждающий внесение платы за проведение государственной экологической экспертизы.

ВАРИАНТ 2. ПАКЕТ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЭКСПЕРТИЗЫ УСТАНОВКИ, ЕСЛИ ПОЛУЧАЕМАЯ ПРОДУКЦИЯ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ПРОДАЖИ И НА ПРЕДПРИЯТИИ НЕТ ПРОШЕДШИХ ЭКСПЕРТИЗУ ТУ

При условии продажи получаемой продукции необходима разработка Технических условий (ТУ) и прохождение экологической экспертизы. Пункт 3.9. Единогоперечня административных процедур для прохождения экологической экспертизы по проектам технических условий предусматривает следующую документацию:

  • заявку.

❗ А также весь пакет документов, как и в первом варианте;

  • проект технических условий (может разрабатывать природопользователь).

❗ На бумажном и электронном носителях;

  • документы о результатах научно-исследовательских, и (или) опытно-конструкторских, и (или) опытно-технологических работ.

❗Разрабатывается научной организацией; документы по результатам государственной научной экспертизы, государственной научно-технической экспертизы, ведомственной научно-технической экспертизы (в случае обязательности их проведения);

  • документ, подтверждающий внесение платы за проведение государственной экологической экспертизы.

Необходимо учесть, что в случае как положительного, так и отрицательного заключения поданные документы не возвращаются, поэтому лучше подавать на экспертизу заверенные копии документации, т.к. разработанная документация может понадобиться для дальнейшей работы.

 

1 Одобрена решением коллегии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28.01.2011 № 8-Р.

2 В ред. от 13.07.2016.

3 Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.01.2017 № 47.

4 Утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (в ред. от 09.10.2018), далее — Единый перечень административных процедур.

Статья опубликована в журнале «Экология на предприятии» № 11 (89), ноябрь 2018 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.