ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ: ПРИЧИНЫ РОСТА
С каждым годом количество правонарушений в экологической сфере увеличивается. Экологические правонарушения не только представляют угрозу экологической безопасности, но и наносят существенный вред экономике страны.
Основные причины совершения административных правонарушений в области экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования следующие:
- привлечение недостаточно квалифицированных специалистов в области управления природопользованием (а зачастую отсутствие на предприятии специальной службы охраны окружающей среды);
- отсутствие мотивации и активизации участия сотрудников в повышении результативности природоохранной деятельности на предприятии;
- недостаточный контроль руководителей по соблюдению работниками норм экологического законодательства;
- устойчивый приоритет экономических интересов по отношению к экологическим, сформировавшийся в советский период.
Перечень экологических правонарушений: где посмотреть?
Экологические правонарушения сгруппированы в гл. 15 «Административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП):
- нарушение нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды (ст. 15.1);
- нарушение требований экологической безопасности (ст. 15.2);
- нарушение требований законодательства в области карантина и защиты растений (ст. 15.7);
- порча земель (ст. 15.11);
- нарушение правил лесопользования (ст. 15.21);
- загрязнение атмосферного воздуха (ст. 15.48);
- загрязнение либо засорение вод (ст. 15.51) и т.д.
МЕРА ОТВЕТСТВЕННОСТИ — АДМИНИСТРАТИВНАЯ
За нарушение экологического законодательства на предприятиях различных форм собственности чаще всего применяется административная ответственность. Административная ответственность регулируется КоАП, а также нормативноправовыми актами, содержащими как перечни составов экологических правонарушений, так и указания о возможности привлечения виновных к административной ответственности, например:
- Законом Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды»1;
- Законом Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»2;
- Законом Республики Беларусь от 10.07.2007 № 257-З «О животном мире»3;
- Законом Республики Беларусь от 14.06.2003 № 205-З «О растительном мире»4 и т.д.
Административная ответственность — это обязанность лица, совершившего административное правонарушение, претерпевать лишения и ограничения принудительного характера в пределах, установленных действующим законодательством5 .
⏹ Цель применения административной ответственности — восстановление социальной справедливости, предупреждение новых правонарушений со стороны правонарушителя, а также предупреждение правонарушений со стороны других лиц.
Правовым последствием применения к виновному административного наказания является признание его подвергнутым административной ответственности в течение года с момента совершения административного правонарушения.
⏹ Основания для наступления административной ответственности: наличие в деянии признаков состава экологического проступка; вина субъекта ответственности (юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица).
⏹ Виды административных взысканий за экологические правонарушения. Наиболее часто применяемыми видами административных взысканий, предусмотренных за экологические правонарушения, являются:
- предупреждение, состоящее в письменном предостережении лица о недопустимости противоправного поведения;
- штраф, т.е. денежное взыскание, размер которого определяется в белорусских рублях исходя из базовой величины, установленной законодательством на день вынесения постановления о наложении административного взыскания, а в ряде случаев — в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки.
ЧТО УЧИТЫВАЮТ ПРИ НАЛОЖЕНИИ ВЗЫСКАНИЯ
⏹ Для юридического лица. При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются:
- характер совершенного административного правонарушения;
- характер и размер причиненного вреда;
- обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность;
- финансово-экономическое положение юридического лица (ч. 3 ст. 7.1 КоАП).
⏹ Для физического лица. При наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются:
- характер совершенного административного правонарушения;
- обстоятельства его совершения и личность физического лица, совершившего административное правонарушение;
- степень его вины;
- характер и размер причиненного им вреда;
- имущественное положение;
- обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 7.1 КоАП).
Закон прямо обязывает учитывать при применении административных взысканий смягчающие и отягчающие обстоятельства (табл. 1).
1 В ред. от 31.12.2017, далее — Закон № 1982-XII.
2 В ред. от 13.07.2016, далее — Закон № 271-З.
3 В ред. от 18.07.2016.
4 В ред. от 18.07.2016.
5 Стахов, А. И. Административная ответственность: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [А.И. Стахов и др.]; под ред. А.И. Стахова, H.В. Румянцева. 7-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право. 2012.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 11 (89), ноябрь 2018 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.