№ 11, ноябрь 2018

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Ответственность в области охраны окружающей среды: кого и за что привлекают?

Рубрика «Охрана окружающей среды»

М.А. Кравцова, доцент кафедры экономической безопасности УО «Академия МВД Республики Беларусь», кандидат юридических наук, доцент

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ: ПРИЧИНЫ РОСТА

С каждым годом количество правонарушений в экологической сфере увеличивается. Экологические правонарушения не только представляют угрозу экологической безопасности, но и наносят существенный вред экономике страны.

Основные причины совершения административных правонарушений в области экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования следующие:

  • привлечение недостаточно квалифицированных специалистов в области управления природопользованием (а зачастую отсутствие на предприятии специальной службы охраны окружающей среды);
  • отсутствие мотивации и активизации участия сотрудников в повышении результативности природоохранной деятельности на предприятии;
  • недостаточный контроль руководителей по соблюдению работниками норм экологического законодательства;
  • устойчивый приоритет экономических интересов по отношению к экологическим, сформировавшийся в советский период.

Перечень экологических правонарушений: где посмотреть?

Экологические правонарушения сгруппированы в гл. 15 «Административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП):

  • нарушение нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды (ст. 15.1);
  • нарушение требований экологической безопасности (ст. 15.2);
  • нарушение требований законодательства в области карантина и защиты растений (ст. 15.7);
  • порча земель (ст. 15.11);
  • нарушение правил лесопользования (ст. 15.21);
  • загрязнение атмосферного воздуха (ст. 15.48);
  • загрязнение либо засорение вод (ст. 15.51) и т.д.

МЕРА ОТВЕТСТВЕННОСТИ — АДМИНИСТРАТИВНАЯ

За нарушение экологического законодательства на предприятиях различных форм собственности чаще всего применяется административная ответственность. Административная ответственность регулируется КоАП, а также нормативноправовыми актами, содержащими как перечни составов экологических правонарушений, так и указания о возможности привлечения виновных к административной ответственности, например:

  • Законом Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды»1;
  • Законом Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»2;
  • Законом Республики Беларусь от 10.07.2007 № 257-З «О животном мире»3;
  • Законом Республики Беларусь от 14.06.2003 № 205-З «О растительном мире»4 и т.д.

Административная ответственность — это обязанность лица, совершившего административное правонарушение, претерпевать лишения и ограничения принудительного характера в пределах, установленных действующим законодательством5 .

⏹  Цель применения административной ответственности — восстановление социальной справедливости, предупреждение новых правонарушений со стороны правонарушителя, а также предупреждение правонарушений со стороны других лиц.

Правовым последствием применения к виновному административного наказания является признание его подвергнутым административной ответственности в течение года с момента совершения административного правонарушения.

Основания для наступления административной ответственности: наличие в деянии признаков состава экологического проступка; вина субъекта ответственности (юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица).

⏹  Виды административных взысканий за экологические правонарушения. Наиболее часто применяемыми видами административных взысканий, предусмотренных за экологические правонарушения, являются:

  • предупреждение, состоящее в письменном предостережении лица о недопустимости противоправного поведения;
  • штраф, т.е. денежное взыскание, размер которого определяется в белорусских рублях исходя из базовой величины, установленной законодательством на день вынесения постановления о наложении административного взыскания, а в ряде случаев — в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки.

ЧТО УЧИТЫВАЮТ ПРИ НАЛОЖЕНИИ ВЗЫСКАНИЯ

⏹  Для юридического лица. При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются:

  • характер совершенного административного правонарушения;
  • характер и размер причиненного вреда;
  • обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность;
  • финансово-экономическое положение юридического лица (ч. 3 ст. 7.1 КоАП).

⏹  Для физического лица. При наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются:

  • характер совершенного административного правонарушения;
  • обстоятельства его совершения и личность физического лица, совершившего административное правонарушение;
  • степень его вины;
  • характер и размер причиненного им вреда;
  • имущественное положение;
  • обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 7.1 КоАП).

Закон прямо обязывает учитывать при применении административных взысканий смягчающие и отягчающие обстоятельства (табл. 1).

1 В ред. от 31.12.2017, далее — Закон № 1982-XII.

2 В ред. от 13.07.2016, далее — Закон № 271-З.

3 В ред. от 18.07.2016.

4 В ред. от 18.07.2016.

5 Стахов, А. И. Административная ответственность: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [А.И. Стахов и др.]; под ред. А.И. Стахова, H.В. Румянцева. 7-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право. 2012.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 11 (89), ноябрь 2018 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.