№ 12, декабрь 2018

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»
eneca.by

Функции природоохранных органов Республики Беларусь

Рубрика «Экологический контроль и надзор»

Т.В. Баламут

Вопрос охраны окружающей среды является одним из активно развивающихся направлений государственной политики Республики Беларусь. Согласно Закону Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 1982-XII) основные цели государственного управления охраной окружающей среды и рациональным природопользованием — это реализация права каждого гражданина на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду.

Для достижения этих целей необходимо решить комплекс задач, главными из которых являются:

  • устранение ущерба, нанесенного экосистемам антропогенным воздействием;
  • обеспечение рационального использования природных ресурсов;
  • проведение мероприятий, направленных на сохранение биологического и ландшафтного разнообразия;
  • осуществление мер по постепенному сокращению воздействия на окружающую среду отходов, выбросов и сбросов опасных веществ; создание системы слежения за состоянием окружающей среды и здоровья населения;
  • стимуляция и взаимодействие экологической, экономической и социальной составляющих устойчивого развития;
  • разработка эффективной законодательной базы в области охраны окружающей среды;
  • совершенствование системы экологического контроля.

Осуществляет эти задачи целая система органов государственного управления окружающей средой, включающая в себя разнообразные институты и учреждения.

ОБЩАЯ СТРУКТУРА ПРИРОДООХРАННЫХ ОРГАНОВ БЕЛАРУСИ

Органы государственного экологического контроля можно условно разделить на органы общей компетенции, для которых природоохранная деятельность является лишь одной из многочисленных функций, и органы специальной компетенции, занимающиеся решением исключительно экологических проблем. Контрольными (надзорными) функциями в этой области также обладают некоторые органы, осуществляющие межведомственный и ведомственный (отраслевой) экологический контроль.

В рамках общей компетенции государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется Президентом Республики Беларусь, Парламентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, областными, районными и городскими Советами депутатов, а также местными исполнительными и распорядительными органами.

Полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области экологического управления прописаны в ст. 8, 9 и 11 Закона № 1982-XII. Основные функции упомянутых выше органов в этой сфере заключаются в разработке мер по охране окружающей среды и осуществлении контроля над их проведением.

Областные, районные и городские Советы депутатов, а также местные исполнительные и распорядительные органы на местном уровне выполняют функции, аналогичные функциям высших органов власти, но при этом осуществляют еще ряд специфических задач.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 12 (90), декабрь 2018 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.