№ 12, декабрь 2018

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»
eneca.by

Загрязнение земель: административная и гражданско-правовая ответственность. Как соотносятся между собой?

Рубрика «Охрана окружающей среды»

М.Д. Шапелевич, адвокат, адвокатское бюро «Степановский, Папакуль и партнеры»

Зачастую привлечение к административной ответственности вследствие нарушения норм природоохранного законодательства принимается за основу гражданско-правовой ответственности в форме возмещения вреда, причиненного окружающей среде (ст. 101 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982- XII «Об охране окружающей среды»1.

Квалификация деяний по ст. 15.11 КоАП тесно связана с основаниями для привлечения хозяйствующих субъектов к гражданско-правовой ответственности в силу Закона № 1982-XII, в связи с чем важным является вопрос разграничения и соотношения оснований наступления административной и гражданско-правовой ответственности.

«ЗАГРЯЗНЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ» — ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Статьей 15.11 КоАП предусматривается административная ответственность в виде штрафа за совершение хотя бы одного из следующих альтернативных деяний, раскрывающих содержание понятия «порча земель»:

  • уничтожение плодородного слоя почвы;
  • невыполнение правил рекультивации земель;
  • иное незаконное повреждение земель (оплывание почвы, ее смыв, засоление почв, заболачивание земель и т.д.);
  • загрязнение их химическими или радиоактивными веществами, отходами, сточными водами, бактериально-паразитическими вредными организмами.

Под загрязнением земель следует понимать поступление в почвы и накопление в них вредных химических, радиоактивных веществ и микроорганизмов, что негативно воздействует на другие компоненты природной среды и окружающую среду в целом.

Вместе с тем загрязнение земель как противоправное деяние должно закономерно влечь наступление общественно опасных последствий, которые выражаются в превышении нормативов загрязняющих веществ (предельно допустимых концентраций или ориентировочно допустимых концентраций).

Факт загрязнения земель может быть установлен путем отбора проб земель, проведения лабораторных испытаний и оценки загрязнения проб химическими веществами при указании в соответствующем акте на превышение концентрации загрязняющих веществ.

Кроме того, сама суть понятия «загрязнение» предполагает изменение от более благоприятного состояния компонента среды к менее благоприятному. Это означает, что должна прослеживаться динамика ухудшения состояния земель в связи с производственной или иной деятельностью субъекта, осуществляющего воздействие на данный компонент.

1 В ред. от 31.12.2017, далее — Закон № 1982-XII.

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 12 (90), декабрь 2018 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.