№ 6, июнь 2018

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»
eneca.by

Инвентаризация и перевозка отходов производства по-новому. Комментарий к постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28.02.2018 № 3

Рубрика «Актуальный комментарий»

Н.А. Дубинский, специалист в области таможенного регулирования, кандидат технических наук, доцент УО «Витебский государственный технологический университет»

Вступление в силу 23.11.2017 Декрета Президента Республики Беларусь № 7 «О развитии предпринимательства»[1] потребовало внесения изменений и в акты Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь[2], которые устанавливают порядок обращения с отходами.

 

В связи с этим было издано постановление Минприроды от 28.02.2018 № 3 «О внесении дополнений и изменений в постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 17 и от 9 декабря 2008 г. № 112»[3], которое вносит изменения в Инструкцию о порядке инвентаризации отходов производства[4].

 

Принятое постановление меняет порядок проведения инвентаризации отходов производства, правила оформления сопроводительного паспорта перевозки отходов, а также условия, при которых его нужно оформлять.

 

ПОРЯДОК ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА: ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

 

Отдельные юрлица и ИП инвентаризацию могут не проводить 

Пунктом 3 Инструкции по инвентаризации отходов установлено, что инвентаризацию отходов производства проводят юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, либо уполномоченные ими юридические лица или индивидуальные предприниматели.

 

Словарь

Отходы производства — это отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых (п. 21 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»[5]).

 

Инвентаризация отходов — это деятельность по определению количественных и качественных показателей отходов в целях учета отходов и установления нормативов их образования (п. 5 ст. 1 Закона об обращении с отходами).

 

Фактически подп. 1.6. п. 1 ст. 17 Закона об обращении с отходами, а также изданная в его развитие Инструкция по инвентаризации отходов обязывали всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществлять инвентаризацию отходов. Однако с принятием Декрета № 7 ситуация изменилась.

 

В частности, подп. 5.14 Декрета № 7 позволяет субъектам хозяйствования при осуществлении экономической деятельности, включенной в Перечень видов экономической деятельности, о начале осуществления которых субъектом хозяйствования представляется уведомление в местный исполнительный и распорядительный орган[6]:

• не назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами;

• не разрабатывать (не утверждать) инструкции по обращению с отходами производства и нормативы их образования;

• не вести учет отходов и не проводить их инвентаризацию.

 

В этой связи п. 3 Инструкции по инвентаризации отходов дополнен нормой о том, что «отдельные юридические лица и индивидуальные предприниматели, определенные законодательными актами, вправе не проводить инвентаризацию».

 

Кто они — «отдельные юрлица и ИП»? 

Согласно Декрету № 7 и утвержденному им Перечню это организации, осуществляющие следующие виды деятельности:

1. Предоставление гостиничных услуг, а также услуг по временному размещению и обеспечению временного проживания.

2. Предоставление бытовых услуг.

3. Предоставление услуг общественного питания.

4. Предоставление услуг по перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом (за исключением осуществления таких перевозок в регулярном сообщении, а также для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей).

5. Оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств.

6. Оказание туристических услуг.

7. Розничная торговля (за исключением розничной торговли товарами, оборот которых ограничен или на торговлю которыми необходимо получение специального разрешения (лицензии).

8. Оптовая торговля (за исключением оптовой торговли товарами, оборот которых ограничен или на торговлю которыми необходимо получение специального разрешения (лицензии).

9. Производство текстильных материалов, швейных изделий.

10. Производство одежды.

11. Производство кожи, изделий из кожи, в том числе обуви.

12. Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, за исключением мебели.

13. Выращивание сельскохозяйственных культур, животноводство и рыбоводство.

14. Производство пищевой продукции (за исключением производства алкогольной продукции).

15. Производство тары и упаковки.

16. Производство мебели.

17. Производство строительных материалов и изделий.

18. Оказание услуг по разработке веб-сайтов, установке (настройке) компьютеров и программного обеспечения, восстановлению компьютеров после сбоя, ремонт, техническое обслуживание компьютеров и периферийного оборудования, обучение работе на персональном компьютере.

19. Деятельность по оказанию психологической помощи.

В этой связи п. 3 Инструкции инвентаризации отходов был дополнен нормой о том, что «Отдельные юридические лица и индивидуальные предприниматели, определенные законодательными актами, вправе не проводить инвентаризацию».

 

При инвентаризации следует указывать все источники образования отходов, а также коды отходов по классификатору 

■ Источники образования отходов производства — подробно. В п. 5 Инструкции по инвентаризации отходов в ред. Постановления № 3 теперь разъясняется, что относится к источникам образования отходов производства: технологическое оборудование, технологический процесс, структурное подразделение (участок, цех) и иной объект, в котором происходит образование отходов производства. Соответственно, теперь все эти источники следует обозначать на плане-схеме расположения зданий и сооружений организации, составляемой на этапе инвентаризационного обследования.

 

Наименования и коды отходов — по классификатору. Пункт 13 Инструкции по инвентаризации отходов в новой редакции теперь обязывает указывать в акте инвентаризации кроме наименования отходов также их коды в соответствиис Классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь[7].

 

Акт инвентаризации печатью заверять не нужно 

Поскольку подп. 3.11 Декрета № 7 позволяет субъектам хозяйствования не использовать печати[8], в новой редакции актов инвентаризации отходов производства и коммунальных отходов (приложения 3 и 4 к Инструкции по инвентаризации отходов) место для печати отсутствует.

 

[1]Далее — Декрет № 7.

[2]Далее — Минприроды.

[3]Далее — Постановление № 3.

[4]Утверждена постановлением Минприроды от 29.02.2008 № 17, далее — Инструкция по инвентаризации отходов.

[5]В ред. от 13.07.2016, далее — Закон об обращении с отходами.

[6] Утвержден Декретом № 7, далее — Перечень.

[7] Утвержден постановлением Минприроды от 08.11.2007 № 85 (в ред. от 07.03.2012), далее — Классификатор отходов.

[8] За исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 6 (84), июнь 2018 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.