№ 6, июнь 2018

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Особенности утилизации изношенных шин

Рубрика «Обращение с отходами»

Д.А. Карпеш, инженер по ООС ЧУП «Экотрейдбай»

 

Отработанные шины относятся к отходам третьего класса опасности из-за пожароопасного свойства — горючести (способности вещества или материала к распространению пламенного горения или тления). Продукты неконтролируемого горения или сжигания отработанных шин оказывают негативное влияние на окружающую среду.

Также шины являются вторичными материальными ресурсами и подлежат сбору и использованию в качестве вторичного сырья и не могут передаваться на полигон на захоронение.

 

ОТРАБОТАННЫЕ ШИНЫ В КЛАССИФИКАТОРЕ ОТХОДОВ 

В классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь[1] , для изношенных шин и покрышек есть следующие коды:

  1. изношенные шины с металлокордом (код 5750201);
  2. изношенные шины с текстильным кордом (код 5750202);
  3. отходы шин с текстильным кордом при восстановительном ремонте, после эксплуатации транспорта (код 5750204);
  4. отходы шин с металлокордом при восстановительном ремонте, после эксплуатации транспорта (код 5750206);
  5. отходы покрышек с текстильным кордом (код 5750147);
  6. отходы покрышек с металлокордом (код 5750148).

 

ТРЕБОВАНИЯ К СКЛАДИРОВАНИЮ ИЗНОШЕННЫХ ШИН 

Для сбора отработанных шин используют площадки временного хранения и площадки накопления отходов с учетом объемов образования данных отходов и их пожароопасных свойств.

Площадки временного хранения отработанных шин, площадки их накопления должны иметь твердое искусственное покрытие, ограждение, подъезды для транспортных средств.

Обратите внимание: совместно с отработанными шинами не хранят отработанные масла, химические вещества и материалы, которые могут вызвать возгорание или ухудшить качество резины как вторсырья.

Место временного хранения следует указать в инструкции по обращению с отходами 

Если место временного хранения отходов не указано в инструкции по обращению с отходами, такое хранение отходов считается хранением вне санкционированного места, что может повлечь применение штрафных санкций, а также возмещение вреда, нанесенного окружающей среде.

Штрафные санкции рассчитывают контролирующие органы в соответствии с Положением о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде[2].

 

В приложении «Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения» к инструкции по обращению с отходами также следует установить специальный показатель «одна транспортная единица» и обосновать его (часть первая п. 20 Положения о порядке исчисления размера возмещения вреда).

 

Словарь

«Одна транспортная единица» — это допустимое количество накопления отходов производства, необходимое для перевозки на объекты захоронения, обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов (п. 20 Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства[3]).

 

 

 

[1] Утвержден постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 08.11.2007 № 85, далее — Классификатор отходов.

[2] Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.07.2008 № 1042, далее — Положение о порядке исчисления размера возмещения вреда.

[3] Утверждена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45.

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 6 (84), июнь 2018 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.