В настоящее время в Республике Беларусь проводится кропотливая работа по решению проблем, препятствующих приобретению предприятиями и организациями продукции, отвечающей современным требованиям энергоэффективности и экологичности. Также разрабатываются предложения, направленные на внедрение принципов «зеленых» закупок в существующую в республике систему закупок товаров, работ и услуг. На этом фоне интерес представляет практика проведения тендерных закупок в странах Европейского союза. В статье проанализируем опыт соседей в тендерных закупках оборудования для уличного освещения.
НИДЕРЛАНДЫ (Г. РОТТЕРДАМ)
Роттердам с численностью населения 631 155 человек (по данным 2016 г.) является вторым по количеству жителей городом в Нидерландах после Амстердама.
В г. Роттердаме для уличного освещения дорог, велосипедных дорожек, тротуаров, площадей и территорий торговых районов используется около 106 500 источников света, поддержание которых требует ежегодной замены примерно 4000 светильников в конце их жизненного цикла. Поскольку согласованность в отношении типов установленных светильников и ламп отсутствовала, работы по техническому обслуживанию и ремонту были дорогостоящими и трудоемкими.
Уличное освещение: определение, назначение и воздействие на окружающую среду
Уличное освещение определяется как фиксированная установка освещения, предназначенная для обеспечения хорошей видимости пользователями наружных общественных мест движения в темное время суток для обеспечения безопасности движения, потока движения и общественной безопасности.
Наружное освещение применяется для обеспечения безопасности движения на улицах и безопасности в общественных местах.
Освещение может оказывать воздействие на окружающую среду на разных этапах его жизненного цикла:
• производство — включает в себя добычу сырья (ресурсов) и производство ламп, светильников, что связано с использованием опасных веществ;
• доставка — охватывает выбросы от транспорта и использование упаковки;
• использование — связано с выбросами углеродов от энергии, используемой при освещении;
• конец срока службы — может включать высвобождение химических веществ, таких как ртуть, после замены ламп и управление отходами.
■ Цели закупки. При планировании освещения муниципальные власти преследовали следующие цели:
• достижение лучшего качества дизайна как дневного, так и ночного освещения для улучшения общественного пространства;
• внедрение стандартизированного осветительного оборудования и обеспечение более эффективного обслуживания системы уличного освещения;
• снижение уровней энергопотребления и воздействия на окружающую среду в масштабах всего города путем применения технологических инноваций.
■ Предмет договора. Контракт на четыре года с возможностью продления его на срок до восьми лет предусматривал замену в общей сложности 30 000 светильников.
■ Форма проведения тендера. Администрация Роттердама опубликовала тендер на закупку стандартных осветительных приборов для всего города в 2012 г. на период с 2013 по 2020 гг. Тендер проводился в виде электронного аукциона по трем лотам с одним рамочным соглашением для каждой партии.
Примечание автора
Электронный аукцион — это процесс электронного рынка, позволяющий поставщикам, отвечающим установленным минимальным требованиям, делать ставки для разных лотов.
■ Требования к закупаемому оборудованию. На первом этапе был установлен ряд минимальных требований (определенные параметры индекса цветопередачи, цветовой температуры, общей эффективности освещения, продолжительности жизни). Разрешены были только светодиодные светильники, содержащие переработанные материалы и подлежащие вторичной переработке в конце срока службы.
Предъявлялись следующие требования к оборудованию:
• отдельные компоненты — съемные и заменяемые;
• упаковка — штабелируемая и не чрезмерно большая;
• минимальный срок службы осветительных опор — 20 лет.
■ Критерии отбора участников тендера:
• опыт в реализации проектов модернизации уличного освещения;
• предоставление многоразовых материалов в светильниках;
• использование в проекте только светодиодных ламп.
■ Правила участия:
• в тендере принимают участие поставщики, предлагаемое оборудование которых соответствует минимальным требованиям;
• допущенные к торгам поставщики представляют свои ставки для участия в электронном аукционе;
• соревнуясь за экономически выгодный контракт, участники торгов снижают предлагаемые цены.
После регистрации и оценки представленных документов и образцов на электронный аукцион были допущены шесть поставщиков.
■ Критерии выбора победителя. Участники торгов представили описание трех вымышленных уличных разделов. Длина вымышленных улиц — 1200 метров, ширина — различная. Проект освещения каждой улицы следовало разработать в соответствии с голландскими методическими рекомендациями по уличному освещению.
В рамках тендера участникам был задан вопрос: сколько приборов потребуется для освещения каждого раздела? Участникам торгов требовалось рассчитать количество предлагаемых ими приборов, которые необходимы для правильного освещения уличных секций, исходя из их характеристик.
Результаты этих расчетов использовались в качестве параметров для расчета общей стоимости владения (Total Cost of Ownership — TCO). Например, более дорогие осветительные опоры с высокой производительностью могут быть более выгодными, поскольку потребуется меньшее их количество.
Расчет ТСО производился на основе следующих данных:
• количество светильников для правильного освещения вымышленного участка улицы;
• цена на оборудование;
• вид источников света (светодиодные);
• количество потребляемой энергии и эксплуатационные расходы на обслуживание в течение 20 лет.
Рассчитанный ТСО наряду с критерием социальной отдачи позволили определить исходный экономически выгодный контракт (Most Economically Advantageous Tender – MEAT) для формирования базового уровня тендера в соответствии с формулой:
MEAT = TCO * расчетный коэффициент
Спецификации и расчеты, представленные поставщиком, были протестированы в независимой лаборатории по заказу администрации г. Роттердама.
Экспертный комитет оценивал предложения в соответствии с определенными критериями выбора, которые включали функциональность, дизайн, используемые материалы.
Наиболее выгодное предложение (поставщик) было определено по следующим критериям:
• функциональность — 40 % от общего количества баллов;
• дизайн — 40 % от общего количества баллов;
• используемые материалы — 20 % от общего количества полученных баллов.
■ Результаты. Контракты заключили с двумя поставщиками (один поставщик выиграл два лота). По контракту цены на светодиодные светильники были почти такими же, как и для обычных приборов с преимуществом обеспечения оптимальной производительности в области освещения, энергопотребления и социальной отдачи.
С 2012 до 2015 гг. потребление энергии от уличного освещения сократилось с 25,6 млн кВт•ч в год (базовый показатель 2012 г.) до 23,2 млн кВт•ч в год, что привело к снижению выбросов CO2 на 1,262 т за этот период.
■ Выводы. Проведение данной закупки требует:
• много времени на подготовку;
• опыта, знаний и привлечения внешних экспертов;
• умения рассчитать «наиболее экономически выгодный лот»;
• прозрачного «судейства» — поставщики должны быть уверены, что оценки объективны.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 6 (84), июнь 2018 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.