№ 6, июнь 2018

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»
eneca.by

«Зеленые» тендерные закупки энергоэффективного оборудования для уличного освещения: опыт соседей

Рубрика «Международный опыт»

Л.И. Панкрутская, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

 

В настоящее время в Республике Беларусь проводится кропотливая работа по решению проблем, препятствующих приобретению предприятиями и организациями продукции, отвечающей современным требованиям энергоэффективности и экологичности. Также разрабатываются предложения, направленные на внедрение принципов «зеленых» закупок в существующую в республике систему закупок товаров, работ и услуг. На этом фоне интерес представляет практика проведения тендерных закупок в странах Европейского союза. В статье проанализируем опыт соседей в тендерных закупках оборудования для уличного освещения.

НИДЕРЛАНДЫ (Г. РОТТЕРДАМ) 

Роттердам с численностью населения 631 155 человек (по данным 2016 г.) является вторым по количеству жителей городом в Нидерландах после Амстердама.

В г. Роттердаме для уличного освещения дорог, велосипедных дорожек, тротуаров, площадей и территорий торговых районов используется около 106 500 источников света, поддержание которых требует ежегодной замены примерно 4000 светильников в конце их жизненного цикла. Поскольку согласованность в отношении типов установленных светильников и ламп отсутствовала, работы по техническому обслуживанию и ремонту были дорогостоящими и трудоемкими.

Уличное освещение: определение, назначение и воздействие на окружающую среду 

Уличное освещение определяется как фиксированная установка освещения, предназначенная для обеспечения хорошей видимости пользователями наружных общественных мест движения в темное время суток для обеспечения безопасности движения, потока движения и общественной безопасности.

Наружное освещение применяется для обеспечения безопасности движения на улицах и безопасности в общественных местах.

Освещение может оказывать воздействие на окружающую среду на разных этапах его жизненного цикла:

• производство — включает в себя добычу сырья (ресурсов) и производство ламп, светильников, что связано с использованием опасных веществ;

• доставка — охватывает выбросы от транспорта и использование упаковки;

• использование — связано с выбросами углеродов от энергии, используемой при освещении;

• конец срока службы — может включать высвобождение химических веществ, таких как ртуть, после замены ламп и управление отходами.

 

■ Цели закупки. При планировании освещения муниципальные власти преследовали следующие цели:

• достижение лучшего качества дизайна как дневного, так и ночного освещения для улучшения общественного пространства;

• внедрение стандартизированного осветительного оборудования и обеспечение более эффективного обслуживания системы уличного освещения;

• снижение уровней энергопотребления и воздействия на окружающую среду в масштабах всего города путем применения технологических инноваций.

■ Предмет договора. Контракт на четыре года с возможностью продления его на срок до восьми лет предусматривал замену в общей сложности 30 000 светильников.

Форма проведения тендера. Администрация Роттердама опубликовала тендер на закупку стандартных осветительных приборов для всего города в 2012 г. на период с 2013 по 2020 гг. Тендер проводился в виде электронного аукциона по трем лотам с одним рамочным соглашением для каждой партии.

 

Примечание автора

Электронный аукцион — это процесс электронного рынка, позволяющий поставщикам, отвечающим установленным минимальным требованиям, делать ставки для разных лотов.

 

■ Требования к закупаемому оборудованию. На первом этапе был установлен ряд минимальных требований (определенные параметры индекса цветопередачи, цветовой температуры, общей эффективности освещения, продолжительности жизни). Разрешены были только светодиодные светильники, содержащие переработанные материалы и подлежащие вторичной переработке в конце срока службы.

Предъявлялись следующие требования к оборудованию:

• отдельные компоненты — съемные и заменяемые;

• упаковка — штабелируемая и не чрезмерно большая;

• минимальный срок службы осветительных опор — 20 лет.

Критерии отбора участников тендера:

• опыт в реализации проектов модернизации уличного освещения;

• предоставление многоразовых материалов в светильниках;

• использование в проекте только светодиодных ламп.

Правила участия:

• в тендере принимают участие поставщики, предлагаемое оборудование которых соответствует минимальным требованиям;

• допущенные к торгам поставщики представляют свои ставки для участия в электронном аукционе;

• соревнуясь за экономически выгодный контракт, участники торгов снижают предлагаемые цены.

 

После регистрации и оценки представленных документов и образцов на электронный аукцион были допущены шесть поставщиков.

 

■ Критерии выбора победителя. Участники торгов представили описание трех вымышленных уличных разделов. Длина вымышленных улиц — 1200 метров, ширина — различная. Проект освещения каждой улицы следовало разработать в соответствии с голландскими методическими рекомендациями по уличному освещению.

В рамках тендера участникам был задан вопрос: сколько приборов потребуется для освещения каждого раздела? Участникам торгов требовалось рассчитать количество предлагаемых ими приборов, которые необходимы для правильного освещения уличных секций, исходя из их характеристик.

 

Результаты этих расчетов использовались в качестве параметров для расчета общей стоимости владения (Total Cost of Ownership — TCO). Например, более дорогие осветительные опоры с высокой производительностью могут быть более выгодными, поскольку потребуется меньшее их количество.

 

Расчет ТСО производился на основе следующих данных:

• количество светильников для правильного освещения вымышленного участка улицы;

• цена на оборудование;

• вид источников света (светодиодные);

• количество потребляемой энергии и эксплуатационные расходы на обслуживание в течение 20 лет.

Рассчитанный ТСО наряду с критерием социальной отдачи позволили определить исходный экономически выгодный контракт (Most Economically Advantageous Tender – MEAT) для формирования базового уровня тендера в соответствии с формулой:

MEAT = TCO * расчетный коэффициент

 

Спецификации и расчеты, представленные поставщиком, были протестированы в независимой лаборатории по заказу администрации г. Роттердама.

Экспертный комитет оценивал предложения в соответствии с определенными критериями выбора, которые включали функциональность, дизайн, используемые материалы.

 

Наиболее выгодное предложение (поставщик) было определено по следующим критериям:

• функциональность — 40 % от общего количества баллов;

• дизайн — 40 % от общего количества баллов;

• используемые материалы — 20 % от общего количества полученных баллов.

 

■ Результаты. Контракты заключили с двумя поставщиками (один поставщик выиграл два лота). По контракту цены на светодиодные светильники были почти такими же, как и для обычных приборов с преимуществом обеспечения оптимальной производительности в области освещения, энергопотребления и социальной отдачи.

С 2012 до 2015 гг. потребление энергии от уличного освещения сократилось с 25,6 млн кВт•ч в год (базовый показатель 2012 г.) до 23,2 млн кВт•ч в год, что привело к снижению выбросов CO2 на 1,262 т за этот период.

■ Выводы. Проведение данной закупки требует:

• много времени на подготовку;

• опыта, знаний и привлечения внешних экспертов;

• умения рассчитать «наиболее экономически выгодный лот»;

• прозрачного «судейства» — поставщики должны быть уверены, что оценки объективны.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 6 (84), июнь 2018 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.