№ 9, сентябрь 2018

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»
eneca.by

Как экологу подготовиться к проверке

Рубрика «Школа эколога»

Н.А. Дубинский, кандидат технических наук, доцент УО «Витебский государственный технологический университет»

Любая организация должна быть готова к проверкам со стороны контролирующих органов. И не только по вопросам налогообложения. Соблюдение требований природоохранного законодательства также находится в зоне интересов проверяющих. В статье расскажем, как экологу подготовиться к такой проверке с учетом отдельных организационных и психологических аспектов.

ВИДЫ ПРОВЕРОК

Основанием для назначения и проведения проверок является Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510).

Указом установлены проверки трех видов:

  • выборочная;
  • внеплановая;
  • мониторинг.

Правом осуществлять контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов наделены должностные лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальных органов, указанные в Перечне должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальных органов, имеющих право осуществлять контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов1.

КОГДА ПРОВЕРКУ МОЖНО НЕ ЖДАТЬ

Пунктом 7 Указа № 510 запрещено, за исключением случаев назначения внеплановых проверок, проверять организации (кроме созданных в порядке реорганизации) и индивидуальных предпринимателей в течение двух лет со дня государственной регистрации.

По истечении этого срока проверка может быть проведена при ее включении в план выборочных проверок. Согласно п. 5 Методики формирования системы оценки степени риска2 в перечень субъектов с риском (а следовательно, они также не подлежат выборочным проверкам) не включаются субъекты, в отношении которых:

  • запрещено проведение проверок (п. 7 Указа № 510);
  • в текущем календарном году планом выборочных проверок предусматривалось проведение выборочной проверки;
  • не истекло три календарных года со дня завершения предыдущей выборочной (плановой, которую организация прошла до 1 января 2018 г.) проверки, проведенной данным контролирующим (надзорным) органом или его вышестоящим органом, их структурными подразделениями (территориальными органами, подчиненными организациями).

КАК РАССЧИТАТЬ СТЕПЕНЬ РИСКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ

Критерии оценки степени риска в целях отбора проверяемых субъектов для проведения выборочной проверки в различных областях охраны окружающей среды утверждены приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 15.02.2018 № 47-ОД и представляют собой систему оценки по десятибалльной шкале — чем выше балл, тем выше вероятность проведения выборочной проверки.

В соответствии с Методикой оценки субъекты хозяйствования по итоговой сумме баллов располагаются в порядке убывания от максимального к минимальному, а затем к ним применяется индикатор высокой степени риска, превышение которого определяет отнесение субъекта к высокой степени риска.

Индикатор высокой степени риска рассчитывается по формуле:

ИВ = ПК × ΣКn × КБn ОК ,

где ИВ — индикатор высокой степени риска;

ПК — повышающий коэффициент, но не менее 1,2;

Кn — количество субъектов с одинаковой степенью риска;

КБn — количество баллов, присвоенных каждому из субъектов с одинаковой степенью риска;

ОК — количество субъектов с риском, включенных в перечень.

Индикатор высокой степени риска рассчитывается как среднее арифметическое всех сработавших баллов субъектов, умноженное на повышающий коэффициент 1,2, если контролирующий (надзорный) орган не установит более высокий повышающий коэффициент.

Субъекты, которые не имеют рисков, определенных контролирующими (надзорными) органами, либо если их сумма баллов ниже индикатора высокой степени риска, не подлежат отбору в качестве проверяемых субъектов для проведения выборочных проверок.

Соответственно, эколог, принимая меры по минимизации количества баллов, тем самым сокращает вероятность выборочной проверки.

Выборочные проверки назначаются с учетом критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки и на основании результатов анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, свидетельствующей о высокой степени риска нарушений законодательства и невозможности их выявления и (или) устранения иными формами государственного контроля (надзора).

1 Утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.07.2003 № 963 «О некоторых вопросах контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, осуществляемого Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами», далее — Перечень должностных лиц.

2 Утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2018 № 43, далее — Методика оценки.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 9 (87), сентябрь 2018 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.