«Зеленый офис» — это концепция управления предприятием (организацией), которая позволяет уменьшить негативное влияние на окружающую среду за счет максимального сохранения ресурсов, энергии и уменьшения количества отходов без снижения комфорта и ухудшения условий работы сотрудников. В статье приведем рекомендации, которые помогут этого достичь.
«ЗЕЛЕНЫЙ ОФИС» КАК КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
В любой организации начать организовывать быт по-иному, экологически дружественно, может как один работник, так и небольшая команда единомышленников. Однако превращать свой офис в зеленый можно и нужно постепенно и с того, что проще и понятнее, легче исполнить.
В этом случае шансы на успех намного выше: стартовые перемены обычно не требуют больших временных и финансовых вложений, да и сотрудники привыкают работать по-новому постепенно. И со временем можно вводить новые полезные экологически дружественные правила.
Концепция «зеленого офиса» предполагает набор базовых рекомендаций по разным темам, например, освещение рабочих кабинетов, цехов и других пространств, выбор и использование оргтехники, расходование воды, управление отходами и т.д. В соответствии с «зелеными» принципами можно закупать канцтовары, бытовую химию, обеды для сотрудников, организовывать встречи, корпоративные мероприятия.
ОСВЕЩЕНИЕ
⏹ Размещайте рабочие места у окна. Обратите внимание на то, как расставлена мебель в вашем кабинете. Мебель желательно размещать так, чтобы была возможность максимально использовать естественное освещение. Идеальный вариант — рабочие места у окон, наихудший — в углу, противоположном окну, т.е. там, где минимум естественного света.
⏹ Открывайте днем шторы, жалюзи. Лучше выбрать рольшторы, которые в любой момент можно свернуть. Постарайтесь не размещать на подоконниках книги, папки с документами и другие вещи, которые незаметно скрадывают свет. При любой возможности мойте окна — грязные стекла задерживают от 15 до 30 процентов света.
⏹ Используйте локальное освещение. При дефиците естественного освещения подумайте, как организовать искусственное. Например, экономнее пользоваться локальным освещением. Освещение конкретной зоны (рабочего места сотрудника) — куда более рациональное решение, чем общая лампа на потолке. Локальным освещением можно регулировать интенсивность освещения в кабинете, включая и выключая свет только в определенных местах.
⏹ Выбирайте энергосберегающие лампочки. На данный момент наиболее экономичным вариантом считаются светодиодные, энергопотребление которых в 6–7 раз ниже обычных ламп накаливания. Так, по сравнению со стандартной 60-ваттной лампой накаливания светодиодная потребляет всего 9 Вт. При этом срок службы светодиодной лампы — 35 тысяч часов, а лампы накаливания — всего около 1000 часов.
Другой энергосберегающий вариант — компактная люминесцентная лампа (привычная энергосберегающая «змейка»): потребляет 13 Вт, служит 8000 часов. Но есть нюанс — такие лампы содержат пары ртути, относятся к опасным отходам, таким образом, этот вариант хотя и экономный, но менее экологичный.
ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ И ОФИСНАЯ ТЕХНИКА
⏹ Обесточивайте всю технику. Горящая красная лампочка означает, что электроприбор находится в так называемом режиме standby (режиме ожидания). Пусть и немного, но электроэнергию он «накручивает». Для того чтобы обесточить всю технику, пользуйтесь сетевыми фильтрами. Одним нажатием кнопки выключаете все.
⏹ Выбирайте технику с высоким классом энергосбережения. Если покупаете в офис технику, обращайте внимание на «экономную» маркировку. Например, классы энергоэффективности «А», «А+» и «А++» — наиболее экономный вариант. Лучшие показатели энергосбережения имеет компьютерная техника с маркировкой «Energy star».
⏹ Используйте приборы на солнечных батареях, например, калькуляторы. Есть в продаже и «солнечные» зарядные устройства, с помощью которых можно заряжать телефон, фотоаппарат, видеокамеру и некоторые другие маломощные приборы.
ТЕПЛО И ВОДА
⏹ Регулируйте температуру. Экономить тепло в наших офисах непросто, поскольку чаще всего они оборудованы старыми батареями, не позволяющими выставлять определенную температуру. Если в здании установлена автоматизированная система оборудования, регулируйте температуру — от комфортной в рабочие дни до минимальной в выходные.
Мебель и технику отодвиньте от батарей. Тогда тепло не будет задерживаться и греть стены.
⏹ Правильно проветривайте. Чтобы не терять тепло, практикуйте «ударное» проветривание — сквозняк в течение 10–15 минут в отсутствие работников (например, во время обеда).
⏹ Устанавливайте рычажные краны и водосберегающие устройства. В арендованных офисах воду, как и тепло, экономить трудно. По возможности замените краны на наиболее экономичные — рычажные. Они позволяют сократить расход воды в два раза.
Пользуйтесь водосберегающими насадками, а в туалетных бачках установите двойной слив.
БЫТОВАЯ ХИМИЯ
Наличие бытовой химии в офисах минимально, но всегда найдутся моющие средства для посуды, уборки офиса, для чистки туалетов и раковин.
⏹ Выбирайте моющее средство с минимальным содержанием ПАВ и без фосфатов (такие выпускают и белорусские производители). Можно вспомнить «бабушкины» рецепты. Например, посуду мыть горчичным порошком или содой. Или использовать средства с экологической маркировкой — они содержат минимальное количество потенциально опасных компонентов.
БУМАГА И «ЧЕРНИЛА»
⏹ Введите электронный документооборот, если это, конечно, возможно. Если нет —
⏹ экономьте бумагу. Перед распечаткой документа удалите лишний «воздух» (широкие отступы, двойные интервалы и т.д.). Используйте двустороннюю печать и печатайте на черновиках.
⏹ Сократите количество распечаток. Вычитывайте текст перед отправкой на печать, пользуйтесь автоматической проверкой орфографии, а также функцией предварительного просмотра.
⏹ Выбирайте «экономные» шрифты, которые требуют меньше краски при печати. Например, Сentry Gothic, Ecofont Vera Sans и Times New Roman. Они подходят для официальных документов.
⏹ Пользуйтесь перезаряжаемыми картриджами для принтера, заправлять которые желательно красками на водной основе — они наименее токсичны.
КАНЦТОВАРЫ
⏹ Покупайте канцтовары многоразового использования, с заменяемыми компонентами. Например, ручки желательно выбирать со сменным стержнем. Стержни менять намного разумнее, чем ручки.
⏹ Выбирайте канцтовары, изготовленные из повторно используемых материалов, а также те, что поддаются переработке. Например, вместо пластиковых покупайте бумажные папки для бумаг. Степлер и дырокол могут быть изготовлены из переработанного пластика, обычно об этом написано на упаковке.
Если у вас получилось внедрить базовые рекомендации по «зеленому офису» в своей компании, но хочется более масштабных изменений, приступайте к следующим этапам развития экологически дружественного подхода вашей организации:
- минимизация и компенсация влияния профильной деятельности организации на окружающую среду и здоровье человека (например, изменение или усовершенствование процесса производства);
- образовательные мероприятия для сотрудников и потребителей, клиентов, целевых групп;
- волонтерские программы организации, участие в экологических акциях (например, посадка леса, уборка прибрежных зон и др.), поддержка экологических организаций и т.д.
Статья опубликована в журнале «Экология на предприятии» № 9 (87), сентябрь 2018 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.