№ 11, ноябрь 2019

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»
eneca.by

Проектируем стоянку автомобилей: типичные ошибки

Рубрика «Проектировщику»

Е.В. Синица, главный специалист ОДО «ЭНЭКА»

Стоянки автомобилей в подавляющем большинстве случаев являются неотъемлемой частью проектных решений на возведение зданий или их благоустройство. Ни одно промышленное предприятие, торговый центр или жилой дом не смогут функционировать без стоянок автотранспорта.

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

При разработке раздела «Охрана окружающей среды» проектной документации на строительство автомобильных стоянок следует руководствоваться следующими основными нормативными документами и правовыми актами:

•ТКП 45-3.01-116-2008 (02250) «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки»[1];

•ТКП 45-3.03-227-2010 (02250) «Улицы населенных пунктов. Строительные нормы проектирования»[2];

•СНБ 3.03.02-97 «Улицы и дороги городов, поселков и сельских населенных пунктов»[3];

•ТКП 45-3.02-25-2006 (02250) «Гаражи-стоянки и стоянки автомобилей. Нормы проектирования»[4] (далее — ТКП 45-3.02-25-2006);

•Санитарные нормы и правила «Требования к санитарно-защитным зонам организаций, сооружений и иных объектов, оказывающих воздействие на здоровье человека и окружающую среду»[5] (далее — СанПиН);

•ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности»[6] (далее — ЭкоНиП 17.01.06-001-2017).

 

ОШИБКА 1. НЕВЕРНО ОПРЕДЕЛЕН САНИТАРНЫЙ РАЗРЫВ ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ СТОЯНКИ

 

Согласно п. 2 СанПиН санитарный разрыв — это расстояние от объекта с особым режимом использования, которое обеспечивает достаточный уровень безопасности для здоровья населения от вредного воздействия (химического, биологического, физического) на его границе и за ним, имеет режим санитарно-защитной зоны (далее — СЗЗ) за исключением требования по разработке проекта СЗЗ.

 

В приложении 2 к СанПиН санитарные разрывы от автомобильных стоянок и автомобильных парковок с одинаковым количеством машино-мест до объектов различного назначения аналогичны[7].

 

Для правильного определения санитарного разрыва автомобильной стоянки экологу-проектировщику требуется:

 

1. Установить количество машино-мест автомобильной стоянки в соответствии с п. 22 СанПиН, согласно которому в случае размещения на смежных участках нескольких автомобильных парковок или автомобильных стоянок, расположенных на расстоянии не более 15 м друг от друга, санитарный разрыв от них определяется с учетом количества машино-мест на смежных автомобильных парковках или автомобильных стоянках. То есть даже если две автомобильные стоянки находятся на расстоянии друг от друга, но это расстояние не превышает 15 м, то санитарный разрыв от таких стоянок устанавливается общий с учетом суммарного количества машино-мест.

 

ПРИМЕР
На территории объекта располагаются три автомобильные стоянки на 20, 40 и 10 машино-мест: автомобильные стоянки на 20 и 40 машино-мест — на расстоянии 10 м друг от друга, автомобильная стоянка на 10 машино-мест — на расстоянии 20 м от двух других. Следовательно, санитарные разрывы в данном случае устанавливаются для стоянки на 60 машино-мест и стоянки на 10 машино-мест.

 

2. Определить все объекты, расположенные вблизи автомобильной стоянки, до которых исчисляется расстояние согласно приложению 2 к СанПиН. К таким объектам относятся:

  • жилые дома;
  • земельные участки (при усадебном типе застройки);
  • учреждения дошкольного образования, общего среднего образования;
  • площадки (зоны) отдыха, детские площадки;
  • организации здравоохранения, оказывающие медицинскую помощь в стационарных условиях;
  • открытые и полуоткрытые физкультурно-спортивные сооружения.

 

3. Определить расстояние между автомобильной стоянкой и каждым объектом, до которого устанавливается санитарный разрыв. Это необходимо сделать в связи с тем, что размер санитарного разрыва для разных объектов может различаться. Так, например, для стоянки автомобилей вместимостью 10 машино-мест санитарный разрыв до фасада жилого дома устанавливается размером 10 м, а до границы земельного участка при усадебном типе застройки — 6 м.

 

4. Установить размер санитарного разрыва стоянки транспорта до каждого объекта, до которого исчисляется расстояние.

 

ПРИМЕР
Проект предусматривает строительство автомобильной стоянки на 20 машино-мест, с северной стороны от которой на расстоянии 12 м размещается фасад многоэтажного жилого дома, а с южной стороны — на расстоянии 10 м земельные участки усадебного типа застройки. Таким образом, санитарный разрыв для такой стоянки будет составлять 10 м — с северной стороны и 6 м — с южной стороны. В этом случае санитарный разрыв проектируемой стоянки автотранспорта будет соблюден.

 

При определении размера санитарного разрыва для автомобильной стоянки важно помнить, что в СанПиН не предусмотрена возможность сокращения санитарных разрывов для автомобильных стоянок и автомобильных парковок. Следовательно, в том случае, если санитарный разрыв для автомобильной стоянки не соблюдается, необходимо либо перенести ее на требуемое расстояние, либо сократить количество машино-мест стоянки для соблюдения требуемого санитарного разрыва.

 

Обратите внимание, что приложением 2 к СанПиН не установлен санитарный разрыв для автомобильных стоянок вместимостью более 500 машино-мест. В этом случае санитарный разрыв определяется следующим образом:

  • если автомобильная стоянка размещается на территории объекта, у которого имеется базовый размер СЗЗ, определенный согласно приложению 1 к СанПиН, то базовый размер СЗЗ применяется для всего объекта в целом с учетом автомобильной стоянки. Данное условие применяется для всех стоянок автомобилей, независимо от количества машино-мест;
  • если автомобильная стоянка вместимостью 500 машино-мест представляет собой отдельный объект или входит в состав объекта, для которого устанавливать СЗЗ не требуется (например, магазин, спортивный комплекс и т.д.), для такой стоянки санитарный разрыв определяется на основании расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и уровней физического воздействия. Проект СЗЗ при установлении расчетного санитарного разрыва не разрабатывается.

 

ОШИБКА 2. НЕВЕРНО ОПРЕДЕЛЕНЫ ИСТОЧНИКИ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ

 

Источниками выбросов загрязняющих веществ при проектировании стоянок автотранспорта являются сами стоянки.

 

К СЛОВУ

Стоянки автотранспорта бывают разных типов, например (п. 3.1 ТКП 45-3.02-25-2006):

стоянка — оборудованная открытая площадка, предназначенная для хранения автомобилей;

гараж-стоянка — здание (часть здания), предназначенное(ая) для хранения автомобилей;

гараж-стоянка закрытого типа — гараж-стоянка надземный с наружными ограждающими конструкциями;

гараж-стоянка открытого типа — гараж-стоянка надземный без стенового ограждения или с частичным ограждением;

гараж-стоянка подземный — гараж-стоянка, все этажи которого являются подземными.

 

Согласно п. 3 ст. 13 Закона Республики Беларусь от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха»[8] стационарные источники выбросов подразделяются на организованные и неорганизованные. При этом:

  • к организованным стационарным источникам выбросов относятся источники выбросов, оборудованные устройствами, посредством которых производится локализация поступления загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выделения загрязняющих веществ;
  • к неорганизованным стационарным источникам выбросов относятся источники выбросов, не оборудованные устройствами, посредством которых производится локализация поступления загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выделения загрязняющих веществ.

 

Если проектом предусмотрено размещение открытой стоянки автотранспорта на выделенной территории, такой источник выбросов будет неорганизованным. К неорганизованному источнику выбросов также относится стоянка без стенового ограждения, т.е. гараж-стоянка открытого типа.

 

Если проектом предусмотрена закрытая стоянка (гараж-стоянка закрытого типа, гараж-стоянка подземный), источники выбросов от такой стоянки будут организованными. Закрытые стоянки в обязательном порядке оборудуются вентиляционной системой. Следовательно, выбросы загрязняющих веществ, выделяемые от автотранспорта, который перемещается по такой стоянке, будут осуществляться в атмосферный воздух посредством вентиляционных отверстий.

 

Кроме этого на территории стоянок автомобилей могут быть дополнительные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух:

  • согласно п. 7.5 ТКП 45-3.02-25-2006 при размещении гаражей-стоянок и стоянок вместимостью более 100 автомобилей необходимо предусматривать строительство очистных сооружений по очистке ливневого стока с территории стоянок. В соответствии с п. 3.7 ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с эксплуатацией объектов автомобильного транспорта, предусматривается строительство очистных сооружений дождевой канализации при размещении новых и реконструкции существующих автомобильных стоянок и автомобильных парковок:

– в водоохранной зоне водных объектов при общей вместимости 25 и более машино-мест для одного объекта;

– на других территориях общей вместимостью 100 и более машино-мест для одного объекта.

Следовательно, в данном случае источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух также будут являться очистные сооружения ливневых стоков;

  • на основании п. 7.6 ТКП 45-3.02-25-2006 при размещении гаражей-стоянок коллективного пользования вместимостью более 200 автомобилей следует предусматривать строительство помещений для мойки автомобилей с оборотной системой водоснабжения. Таким образом, в данной ситуации источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух также будет являться мойка автомобилей.

 

НАШ СОВЕТ

В настоящее время в Республике Беларусь нет утвержденных методик расчета выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта, мойки автотранспорта и очистных сооружений. Рассчитывать выбросы загрязняющих веществ от данных источников выделения следует по методикам, действующим на территории Российской Федерации или других стран.

 

ОШИБКА 3. СТОЯНКА АВТОМОБИЛЕЙ РАЗМЕЩЕНА НА ТЕРРИТОРИИ, НА КОТОРОЙ ТАКИЕ ОБЪЕКТЫ РАЗМЕЩАТЬ ЗАПРЕЩЕНО

 

Строительство стоянок автотранспорта предусматривается проектной документацией в том числе при благоустройстве территорий, например зон отдыха в районе водоемов. В этом случае важно знать, что согласно ст. 54 Водного Кодекса Республики Беларусь (далее — ВК) в границах прибрежных полос не допускается стоянка механических транспортных средств до 30 м по горизонтали от береговой линии, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. То есть при проектировании благоустройства территорий, располагающихся в непосредственной близости от водоемов, важно не допустить размещение стоянок автомобилей в прибрежной полосе водных объектов.

 

В том случае, если в составе стоянки автомобилей предусмотрена мойка автотранспорта, следует знать, что согласно ст. 53 ВК в границах водоохранных зон не допускаются, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, мойка транспортных и других технических средств. То есть при проектировании мойки автотранспорта важно проверить, попадает ли данный объект в водоохранную зону водных объектов. Если попадает, такая проектная документация не может быть согласована в органе государственной экспертизы.

 

Также согласно п. 7.13 ТКП 45-3.02-25-2006 размещение на жилых территориях гаражей-стоянок (за исключением подземных) и стоянок постоянного хранения вместимостью более 300 автомобилей и стоянок временного хранения вместимостью более 50 автомобилей не допускается.

 

Помимо этого, при проектировании стоянок автомобилей, как и любого другого объекта, экологу-проектировщику в каждом случае следует проверять режим использования территории размещения проектируемого объекта.

 

 

РЕЗЮМЕ

При разработке раздела «Охрана окружающей среды» проектной документации для объекта, в состав которого включена автомобильная стоянка, необходимо в обязательном порядке установить санитарный разрыв для стоянки автотранспорта в соответствии с СанПиН, определить организованные и неорганизованные стационарные источники выбросов загрязняющих веществ и исключить возможность размещения стоянки на территории, где размещать такие объекты запрещено.

 

 


[1] Утвержден приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 28.11.2008 № 439; в ред. от 15.11.2018.

[2] Утвержден приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 17.12.2010 № 485; в ред. от 13.06.2018.

[3] Утверждены приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 31.10.1997 № 462; в ред. от 07.12.2009.

[4] Утвержден приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.01.2006 № 19; в ред. от 03.12.2018.

[5] Утверждены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 11.10.2017 № 91.

[6] Утверждены постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 18.07.2017 № 5-Т; в ред. от 20.12.2018.

[7] Отметим, что в утративших силу Санитарных нормах и правилах «Требования к организации санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье человека и окружающую среду», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.05.2014 № 35, санитарные разрывы от автомобильных стоянок и санитарные разрывы от автомобильных парковок с одинаковым количеством машино-мест до объектов различного назначения в отдельных случаях были различны (см. табл. 1 и 2 указанного документа).

[8] В ред. от 18.06.2019.

Статья опубликована в журнале «Экология на предприятии» № 11 (101), ноябрь 2019 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.