№ 12, декабрь 2019

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Как вернуть переплату по экологическим платежам?

Рубрика «Эколого-экономическая деятельность»

А.А. Михайлов, эколог


У субъектов хозяйствования иногда возникают переплаты по суммам платежей, которые были уплачены в связи с осуществлением деятельности, причиняющей ущерб окружающей среде. Причины этого могут быть самые разнообразные: от банальных технических ошибок, получения разнообразных льгот до излишнего взыскания сумм контролирующими органами. Как поступить с этими денежными средствами: вернуть их на счета предприятия либо использовать для уплаты платежей в дальнейшем?


В статье расскажем, как вернуть излишне уплаченные и излишне взысканные суммы экологического налога, а также плату за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ С ПЕРЕПЛАТОЙ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ НАЛОГУ?

Нормативная база

В соответствии с пп. 1 и 2 ст. 247 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) объектами налогообложения экологическим налогом признаются:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, при общих суммарных объемах выбросов в целом по плательщику более 3 т/год;
     
  • сброс сточных вод в окружающую среду на основании разрешений на специальное водопользование или комплексных природоохранных разрешений, за исключением:

    – сброса сточных вод, отводимых в окружающую среду через систему дождевой канализации с территории, на которой они образовались в результате выпадения атмосферных осадков и таяния снега;

    – сброса сточных вод, образующихся при поливке и мытье дорожных покрытий (поливомоечные работы) на территории населенных пунктов, сброс сточных вод от опорожнения чаш фонтанов;
     
  • хранение отходов производства, за исключением:

    – хранения отходов производства на объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов, предназначенных к обезвреживанию и (или) использованию, в количестве, соответствующем технологическому регламенту этих объектов;

    – хранения отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания и (или) использования таких отходов;

    – хранения и захоронения радиоактивных отходов, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также иных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС;

    – хранения в установленном порядке выведенного из эксплуатации оборудования, материалов и отходов производства, содержащих полихлорированные бифенилы;
     
  • захоронение отходов производства, за исключением захоронения отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения отходов производства 50 т/год и менее.


Кто же является плательщиком экологического налога?

 

Налоговый кодекс

Извлечение

Статья 246. Плательщики экологического налога
1. Плательщиками экологического налога признаются организации и индивидуальные предприниматели [...].

2. Плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства признаются собственники отходов производства.

3. Плательщиками не признаются бюджетные организации, за исключением бюджетных организаций, которые признаются плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства в случаях приобретения ими права собственности на отходы производства на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность, в целях последующего захоронения.



Подробная информация об уплате экологического налога приведена в гл. 21 НК.

 

Как узнать, что у вас есть переплата по экологическому налогу?

Организация-плательщик может узнать о том, что у нее имеется излишне уплаченная сумма экологического налога:

  • из регистров бухгалтерского учета;
     
  • результатов внутрихозяйственного (ведомственного) контроля или внутреннего аудита, проводимого в организации;
     
  • результатов проведенного внешнего аудита;
     
  • информации об излишне взысканной сумме налога, предоставленной плательщику налоговым органом в соответствии с п. 2 ст. 67 НК.


Отметим, что у налоговых органов отсутствует обязанность информировать плательщиков о наличии у них излишне уплаченных сумм налогов.

 

Возврат излишне уплаченной суммы экологического налога

Почему так бывает? Такая переплата может произойти как по объективным причинам (например, ставка налогового сбора уменьшилась «задним числом», основания для использования налоговых льгот появились после наступления срока уплаты налога), так и по субъективным (отсутствие должного взаимодействия между экологической службой предприятия и бухгалтерией, так называемый «человеческий фактор», который не исключает ошибок, двойных уплат налога, завышения налоговой базы и т.п.). Каждый факт излишней уплаты налога следует анализировать, для того чтобы исключить в дальнейшем подобные ситуации.


Правовые основания. В данном случае возврат излишне уплаченной суммы налога регламентируется ст. 66 НК и производится в белорусских рублях по заявлению плательщика при отсутствии у него неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней (п. 5 указанной статьи).


Как вернуть? Организация не позднее 5 лет со дня уплаты указанной суммы подает в налоговый орган заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога в письменном виде или в виде электронного документа. Форма заявления приведена в приложении 19 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 26.04.2013 № 14 «Об осуществлении налоговыми органами административных процедур и установлении форм документов»[1] (далее — Постановление № 14).

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Возврат излишне уплаченной суммы налогов (так же как и возврат излишне взысканной, зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы налогов) является административной процедурой, указанной в подп. 1.22 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей[2].

В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур»[3] (далее — Закон об основах административных процедур) уполномоченный орган может отказать в принятии заявления заинтересованного лица, поданного в письменной либо электронной форме, если не соблюдены требования к форме или содержанию такого заявления.

Уполномоченный орган — это государственный орган, иная организация, а также межведомственная и другая комиссии, к компетенции которых относится осуществление административной процедуры (п. 2 ст. 1 Закона об основах административных процедур).

Таким образом, налоговый орган вправе отказать в принятии заявления на зачет излишне уплаченной суммы экологического налога (так же как и на возврат излишне взысканной, зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы налогов), если оно составлено не по форме, предусмотренной Постановлением № 14.

 

Процедура подачи в налоговые органы заявления в виде электронного документа определена Инструкцией о порядке представления в налоговые органы электронных документов[4].

По результатам рассмотрения заявления налоговый орган выносит решение о возврате либо об отказе в проведении возврата денежных средств. Оно принимается не позднее 15 рабочих дней со дня его подачи в письменной форме, а при подаче такого заявления в виде электронного документа — со дня передачи в личный кабинет плательщика подтверждения о его приеме (п. 5 ст. 66 НК).

Когда вернут деньги? Налоговый орган сообщает плательщику о проведенном возврате либо об отказе в его проведении не позднее 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. Подобное сообщение возможно и путем направления информации в личный кабинет плательщика.

 

СПРАВКА

Согласно п. 1 ст. 28 НК личный кабинет плательщика, размещенный в сети Интернет, является информационным ресурсом, ведение которого осуществляет Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь в порядке, установленном постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.01.2017 № 2 «О взаимодействии электронным способом с плательщиком налогов, сборов (пошлин)»[5].

 

При нарушении срока вынесения решения о возврате сумма излишне уплаченного экологического налога возвращается плательщику с начисленными на нее процентами за каждый день нарушения срока возврата по ставке, равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действовавшей на день принятия решения о возврате этой суммы. Проценты начисляются со дня, следующего за днем истечения срока для принятия решения о возврате излишне уплаченной суммы налога по день принятия такого решения.

Отметим, что проценты не начисляются и не выплачиваются, если инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее — ИМНС) пропустила срок, определенный для сообщения плательщику о проведенном возврате либо об отказе в его проведении (абз. 2 п. 1 ст. 66 НК).

 

Возврат излишне взысканной суммы экологического налога

Правовые основания. Возврат излишне взысканной суммы экологического налога регламентируется ст. 67 НК.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Если должностные лица ИМНС составили акт, фиксирующий факт нарушения законодательства, приведшего к неисполнению (не полному исполнению) обязанности по уплате экологического налога, и после этого организация уплатила экологический налог (т.е. добровольно погасила задолженность), в этой ситуации нельзя говорить о взыскании. Под взысканием понимается исполнение налогового обязательства, уплата пеней в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства и (или) другое имущество плательщика и (или) его дебиторов в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения плательщиком в установленный срок налогового обязательства, неуплаты (неполной уплаты) пеней (п. 1 ст. 61 НК).

Соответственно, если в последующем факты, изложенные в акте, будут признаны не соответствующими действительности, то возврат платежа будет осуществляться в порядке, установленном ст. 66 НК.



Как вернуть? Возврат излишне взысканной суммы экологического налога аналогичен возврату излишне уплаченной суммы налога (см. выше).


Когда вернут деньги? Излишне взысканная в результате незаконных решений налоговых органов, неправомерных действий (бездействия) их должностных лиц сумма налога, пеней возвращается плательщику с начисленными на нее процентами за каждый день взыскания по ставке, равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действовавшей на день принятия решения о возврате этой суммы (п. 4 ст. 67 НК). Проценты на указанную сумму начисляются со дня взыскания по день принятия налоговым органом решения о возврате этой суммы.


Согласно п. 3 ст. 67 НК решение о возврате излишне взысканной суммы налога, сбора (пошлины), пеней и начисленных на эту сумму процентов либо об отказе в проведении возврата принимается налоговым органом в течение 15 рабочих дней со дня подачи плательщиком в письменной форме заявления о возврате излишне взысканной суммы налога, сбора (пошлины), пеней, а при подаче такого заявления в электронной форме — со дня передачи в личный кабинет плательщика подтверждения о его приеме.


Налоговый орган по установленной форме сообщает плательщику о проведенном возврате либо об отказе в его проведении не позднее 3 рабочих дней со дня принятия по результатам рассмотрения его заявления соответствующего решения.


Излишне взысканная в результате незаконных решений налоговых органов, неправомерных действий (бездействия) их должностных лиц сумма налога, пеней возвращается плательщику с начисленными на нее процентами за каждый день взыскания по ставке, равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действовавшей на день принятия решения о возврате этой суммы (п. 4 ст. 67 НК). Проценты на указанную сумму начисляются со дня взыскания по день принятия налоговым органом решения о возврате этой суммы.

 

Зачет переплаты по экологическому налогу в счет будущих платежей

В отдельных случаях, с точки зрения финансовых потоков, выгоднее произвести зачет излишне уплаченного налога в счет будущих платежей (например, когда предприятию в ближайшем времени необходимо уплатить иные виды налогов либо у него образовалась задолженность).


Под зачетом понимается погашение обязательств плательщика по платежам в республиканский бюджет, бюджеты фондов за счет излишне уплаченных (взысканных) сумм, сумм авансовых платежей или сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (п. 2 Инструкции о порядке исполнения республиканского бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов по доходам[6]). При проведении зачета предприятие может сэкономить на оплате комиссий банкам за проведение безналичных расчетов.


Зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней производится в белорусских рублях:

  • налоговым органом самостоятельно не позднее 5 лет со дня уплаты указанной суммы последовательно в счет уплаты:

    – этого налога, сбора (пошлины), пеней по нему. Такой зачет производится с использованием программных и технических средств не позднее дня, когда налоговому органу стало известно о подлежащей уплате сумме этого налога, сбора (пошлины), пеней по нему;

    – неисполненного налогового обязательства или неуплаченных пеней по другим налогам, сборам (пошлинам). Такой зачет производится в течение 3 рабочих дней со дня выявления факта наличия у плательщика неисполненного налогового обязательства или неуплаченных пеней (п. 2 ст. 66 НК);
     
  • по заявлению плательщика, составленному по форме, установленной Постановлением № 14, в счет:

    – исполнения налоговых обязательств по другим налогам, сборам (пошлинам), уплаты пеней по ним;

    – исполнения налогового обязательства иного лица, уплаты начисленных такому лицу пеней. При этом такое заявление плательщик вправе подать при отсутствии у него неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней (п. 3 ст. 66 НК).


Решение о зачете либо об отказе в проведении зачета налога, пеней принимается не позднее 3 рабочих дней со дня подачи плательщиком заявления о зачете излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней.

 

Отказ ИМНС в возврате излишне уплаченной суммы экологического налога можно обжаловать

Возможность обжалования решения налоговых органов предусмотрена как гл. 7 Закона об основах административных процедур, так и гл. 12 НК. Согласно п. 1 ст. 103 НК решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, которому должностные лица, действия (бездействие) которых обжалуются, непосредственно подчинены, и (или) в суд.

 

Например, действия районной ИМНС могут быть обжалованы в областную ИМНС и ИМНС по г. Минску, а областной ИМНС и ИМНС по г. Минску — в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.

 

В свою очередь, подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу не исключает права на подачу жалобы в суд. Обжалование решения налогового органа, действий (бездействия) его должностных лиц в судебном порядке осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством. При этом жалоба на решение налогового органа, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в экономический суд в течение года со дня его вынесения (их совершения).

 

Ситуации из практики

 

Ситуация 1. Организация впервые уплачивала экологический налог за хранение отходов производства, в связи с чем этот налог был уплачен в том числе и за временное хранение отходов в объеме, указанном в инструкции по обращению с отходами производства организации, т.е. до одной транспортной единицы. Как теперь вернуть излишне уплаченный экологический налог?

 

Уплата экологического налога неразрывна связана с необходимостью представления налоговой декларации (расчета). Налоговой декларацией (расчетом) признается заявление плательщика по установленной форме с указанием сведений, необходимых для исчисления налога, сбора (пошлины) (п. 1 ст. 40 НК). Следовательно, налоговый орган сможет признать суммы уплаченного экологического налога излишне уплаченными только после того, как об этом в ИМНС сообщит сама организация. Поэтому алгоритм возврата будет следующим.


Сначала необходимо внести изменения в налоговую декларацию (расчет). Согласно п. 6 ст. 40 НК при обнаружении в налоговой декларации (расчете), поданной за прошлый налоговый период либо за прошлый отчетный период текущего налогового периода, неполноты сведений или ошибок плательщик обязан внести изменения и (или) дополнения в налоговую декларацию (расчет), и представить ее по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения и (или) дополнения. Форма налоговой декларации (расчета) по экологическому налогу за хранение, захоронение отходов производства определена в приложении 11 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.01.2019 № 2 «Об исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин), иных платежей».


При этом к внесению изменений в налоговую декларацию (расчет) по экологическому налогу за хранение, захоронение отходов производства следует подходить весьма ответственно. Если в результате внесения изменений в этот документ возникнет факт неисполнения либо частичного исполнения обязанности по уплате экологического налога, организация может быть привлечена к административной ответственности по ст. 13.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.


После внесения изменений в налоговую декларацию организация должна представить в ИМНС заявление на возврат экологического налога по форме, установленной Постановлением № 14.

 

Ситуация 2. Организация А произвела излишнюю уплату экологического налога, после чего она была присоединена к организации Б. Каким образом можно осуществить возврат излишне уплаченных сумм этого налога?

 

В соответствии с п. 1 ст. 53 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) под реорганизацией понимается слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование юридического лица. В соответствии со ст. 54 ГК при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — ЕГР) записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.


В соответствии с п. 8 ст. 45 НК при отсутствии неисполненных налоговых обязательств, неуплаченных пеней у реорганизованной организации и ее правопреемника (правопреемников) суммы налога, сбора (пошлины), пеней, излишне уплаченные реорганизованной организацией либо взысканные до ее реорганизации, подлежат зачету в счет исполнения правопреемником (правопреемниками) такой организации налоговых обязательств, уплаты пеней реорганизованной организации или возврату правопреемнику (правопреемникам) реорганизованной организации.


Таким образом, в рассматриваемой ситуации организация Б вправе представить в ИМНС заявление о возврате излишне уплаченной суммы экологического собора после внесения сведений в ЕГР о присоединении.

 

Ситуация 3. Организация подала в ИМНС заявление о возврате излишне уплаченной суммы экологического налога. В каком случае налоговый орган вправе отказать в возврате?

 

Поскольку ст. 66 НК не содержит исчерпывающего перечня оснований для отказа в возврате, то здесь возможно несколько вариантов, например:

  • учитывая то, что данный возврат является административной процедурой, налоговый орган имеет право отказать в ее совершении по основаниям, предусмотренным пп. 1 и 3 ст. 24, ст. 17 и ст. 25 Закона об основах административных процедур;

     
  • налоговый орган может отказать в возврате при отсутствии на момент принятия решения излишне уплаченных сумм экологического налога (в т.ч. и в связи с тем, что эти суммы были зачтены самостоятельно ИМНС в соответствии с п. 2 ст. 66 НК).

 

ВОЗВРАТ ПЛАТЫ ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ СБОРА, ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ И (ИЛИ) ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТХОДОВ ТОВАРОВ И ОТХОДОВ УПАКОВКИ

 

Нормативная база

В соответствии с подп. 1.2 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления»[7] (далее — Указ № 313) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство (являющиеся собственниками при производстве из давальческого сырья) и (или) ввоз товаров согласно приложению 1[8] к Указу № 313, а также ввоз товаров в полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковках, упаковке из комбинированных материалов, обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313, и отходов полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы ввезенные товары, путем:

  • применения собственной системы сбора отходов товаров и отходов упаковки из отходов потребления[9];
  • заключения с Государственным учреждением «Оператор вторичных материальных ресурсов» (далее — оператор) договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров[10] (далее — договор) и отходов упаковки и внесения на текущий (расчетный) банковский счет Оператора платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки.


Размеры платы, вносимой производителями и поставщиками на текущий (расчетный) банковский счет оператора за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки, утверждены Постановлением № 708.

 

Как вернуть плату за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки?

Куда обращаться? В соответствии с подп. 1.5 п. 1 Указа № 313 возврат и (или) зачет в счет предстоящих платежей излишне уплаченных сумм производится оператором на основании обращений производителей и поставщиков. Аналогичная норма содержится и в подп. 3.2.1 договора.


Какие документы нужны? Процедура возврата указанных платежей ни Указом № 313, ни изданными в его развитие нормативными правовыми актами не урегулирована. Также данные платежи не являются налоговыми, поэтому нормы Налогового кодекса для их возврата (зачета) здесь неприменимы. Кроме того, в соответствии с Указом № 313 все взаимоотношения оператора и субъектов хозяйствования строятся на договорной основе.


Следовательно, для возврата рассматриваемых платежей необходимо руководствоваться положениями иных нормативных правовых актов, а также договора. Такой же вывод следует и из п. 18 договора, согласно которому взаимоотношения сторон, не урегулированные договором, регламентируются действующим законодательством.


Как уже было отмечено ранее, согласно подп. 1.5 п. 1 Указа № 313 для возврата излишне уплаченных сумм плательщик обязан обратиться к оператору с обращением.


В соответствии с п. 3 ст. 12 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц»[11] письменные обращения юридических лиц должны содержать:

  • наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение;
     
  • полное наименование юридического лица и его место нахождения;
     
  • изложение сути обращения;
     
  • фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения;
     
  • личную подпись руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения.


К письменному обращению, подаваемому представителем заявителей, прилагаются документы, подтверждающие их полномочия.


Когда вернут деньги? Договором не установлены сроки возврата, но при длительном удержании средств плательщик вправе применить в отношении оператора нормы ст. 366 ГК, которой предусмотрено взимание процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их:

  • неправомерного удержания;
     
  • уклонения от их возврата;
     
  • иной просрочки в их уплате;
     
  • неосновательного получения.


Размер процентов определяется ставкой рефинансирования Национального банка Республики Беларусь на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части, за исключением взыскания долга в судебном порядке, когда суд удовлетворяет требование кредитора исходя из ставки рефинансирования Национального банка на день вынесения решения. При этом следует учитывать нормы постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 21.01.2004 № 1 «О некоторых вопросах применения норм Гражданского кодекса Республики Беларусь об ответственности за пользование чужими денежными средствами»[12].


Проценты за пользование чужими денежными средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законодательством или договором для начисления процентов не установлен более короткий срок.


Таким образом, оператор заинтересован в своевременном информировании плательщиков о наличии излишних средств на его счетах, а также в оперативном возврате этих средств.

 

РЕЗЮМЕ

1. Возврат излишне уплаченной суммы экологического налога производится на основании ст. 66 НК, излишне взысканной суммы экологического налога — на основании ст. 67 НК. Для возврата необходимо подать в налоговый орган заявление по форме, утвержденной Постановлением № 14.

2. Иногда для организации выгоднее произвести зачет излишне уплаченного экологического налога в счет будущих платежей.

3. Отказ ИМНС в возврате излишне уплаченной суммы экологического налога можно обжаловать в вышестоящий орган.

4. Для возврата платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки необходимо обратиться к оператору с обращением, при этом законодательством не предусмотрены сроки возврата.
 

[1] В ред. от 26.04.2019.

[2]Утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156; в ред. от 05.09.2019.

[3] В ред. от 09.01.2017.

[4] Утверждена постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.02.2012 № 7; в ред. от 31.01.2019.

[5] В ред. от 31.01.2019.

[6] Утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Правления Национального банка Республики Беларусь от 08.12.2005 № 143/171; в ред. от 24.05.2017.

[7] В ред. от 14.09.2017.

[8] В приложении 1 к Указу № 313 приведен Перечень товаров, производители и поставщики которых обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этих товаров.

[9] В приложении 2 к Указу № 313 приведены Товары и упаковки, в которые упакованы ввезенные товары, производители и поставщики которых не могут применять собственную систему сбора отходов.

[10] Форма договора утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2012 № 708 (в ред. от 29.12.2018; далее — Постановление № 708).

[11] В ред. от 15.07.2015.

[12] В ред. от 27.06.2019.

Статья опубликована в журнале «Экология на предприятии» № 12 (102), декабрь 2019 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.